Новости мечеть айя софия в стамбуле

С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет.

Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз

Кроме обычных полицейских, за правопорядком следят полицейские муфтията. Ильсур Нафиков, историк, гид: «Раньше, когда собор Святой Софии был музеем, можно было находиться во многих частях этого собора. Можно было пройти вперед и многое посмотреть. На сегодняшний день даже мусульмане, которые приходят молиться, не могут пройти дальше места моления. Самое удивительное, что основная архитектурная ценность или историческая ценность объектов, событий, которые происходили в соборе, находятся именно в той основной части». Учитывая архитектурные особенности строения, некоторые части собора закрывать не стали. К примеру, православный крест.

Открыты и фрески серафимов.

В 2020 году собор Святой Софии решили превратить в мечеть и начать там мусульманские богослужения. Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен. Стамбул стал одним из популярных направлений для отдыха в новогодние праздники.

В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40]. Реставрационные работы продолжались два года.

Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41].

Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ.

Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68].

Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71].

Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты.

Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования.

Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75].

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79].

Фото: Depositphotos. В отличие от них Россия заявила, что это - внутреннее дело Турции. И правильно сделала. Анкара нам нужна как союзник.

При этом ничего экстраординарного не случилось. Собор Святой Софии уже пять столетий - мечеть. С тех пор как тюркские кочевники захватили Константинополь. Хотя впоследствии оккупанты сами стали наследниками Византийской цивилизации. В крови нынешних османов тюркской крови не больше пяти процентов. Остальное - кровь ассимилированных греков, армян, славян, грузин, итальянцев и других народов. Этот разноплеменный союз, сварившийся в плавильном котле, всегда объединяла религия.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих. Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента. Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному.

В османском периоде сооружение продолжало функционировать в качестве мечети. Сегодня Святая София - это третье по счету сооружение, возведенное на одном фундаменте, но каждый раз с несколько другим архитектурным решением, чем его предшественники. Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов. Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами. Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета.

Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах.

Время указано местное. Обеденного перерыва в этом музейном учреждении нет. Запомните - музей работает в любой из дней недели, другими словами, у музея Айя София нет выходных дней. Однако, он недоступен для посещения в первые дни Рамадана и жертвоприношений правда, только в течение перовой половины рабочего времени. Кто может войти на территорию музея бесплатно?

Это: Турецкие дети и подростки младше 18 лет Иностранные дети младше 8 лет Граждане Турецкой Республики от 65 лет и старше Ветераны, супруги и дети мучеников и ветеранов Инвалиды с одним сопровождающим Владельцы карт ИКОМОС, ЮНЕСКО и ИКОМ Владельцы пресс-карт Зарубежные официальные гости, приглашенные государственными учреждениями и их сопровождающими лицами Профессиональные туристические гиды с лицензией Министерством культуры и туризма Купить экскурсию в музея Айя София Святая София по российской карте Церковь, мечеть и музей - шедевр истории архитектуры Собор с его инновационной архитектурой, богатой историей, религиозным значением веками сражался с разрушительным временем и до сих пор является крупнейшей восточно-римской церковью в Стамбуле. Возведенный трижды на одном и том же месте, это самый старый собор мировой истории. Его захватывающие дух купола, висящие в воздухе, монолитные мраморные колонны и бесподобные мозаики сделали это сооружение одним из чудес мировой истории архитектуры. В османском периоде сооружение продолжало функционировать в качестве мечети. Сегодня Святая София - это третье по счету сооружение, возведенное на одном фундаменте, но каждый раз с несколько другим архитектурным решением, чем его предшественники. Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет.

В ноябре 1934 года по решению правительства Турции собор получил статус музея. В 2020 году государственный совет Турции высший административный суд страны отменил решение правительства о статусе музея Айя-Софьи собора Святой Софии. Была ли эта статья для вас полезной?

Минтуризма Турции: посещение Айя-Софии не будет ограничено на время реставрации

Начиная с 15 января 2024 года, иностранные посетители будут обязаны оплатить вход в знаменитую мечеть Айя-София в Стамбуле. Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами отныне будет платным, вход в нее обойдется в €25. В 2019 году в ответ на решение США признать Тель-Авив столицей Израиля во время выборов мэра в Стамбуле Эрдоган объявил, что поддерживает превращение Святой Софии в мечеть.

Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле

Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы. Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора.

Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул. Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик. Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос. Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую. Из-за раскола церкви в храме 60 лет проводились католические богослужения Собор Святой Софии, Стамбул.

После раскола Восток был охвачен крестовыми походами, организованными Римско-Католической церковью, что в 1204 г. В этот период произошла смена власти, была создана Латинская империя и назначен католический патриарх.

Это резкий антихристианский выпад, последствия трудно прогнозировать, но ничего хорошего нет.

Это скажется на отношении к Эрдогану, Турции, поток туристов из России резко сократится. Если бы передо мной стоял выбор, поехать или нет, в прошлом году я бы поехал, в этом - нет, раз такое отношение", - отметил протоиерей РПЦ отец Александр Ильяшенко. Вот и политологи в один голос утверждают: своим решением Эрдоган не "восстанавливает справедливость", а, наоборот, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю целую серию скандалов, грозящих обострением и так неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом.

На наш взгляд, история здесь глубже, мы наблюдаем внимание Вашингтона к Православной церкви. Все те церкви, которые находятся на территории восточной южной Европы, все контролируются или пытаются контролироваться Госдепартаментом, всем известна история с представлением Томоса, расколом", - говорит замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев. Ну, а пока наибольшую заинтересованность в изменении статуса Айя-Софии проявили сотни местных жители и совсем немногочисленные туристы.

Первые устроили импровизированный митинг в поддержку решения, а вторые побежали к кассам — возможно, это последняя возможность побывать в пока еще музее собора Святой Софии.

У неё два уровня - нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов. Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега.

Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи. План собора Святой Софии. Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия. Оно принадлежит всему человечеству. Турция в ответ попросила «не указывать». Это похоже на ещё один шаг к тому, чтобы светское государство превратилось в религиозное.

У нынешнего президента хорошая поддержка в лице религиозных консерваторов и турецких националистов. А ведь это настоящая граница между Европой и Азией, Западом и Востоком. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Теперь это изменится. Стоит ли говорить о том, какое глубокое смятение это решение вызвало среди православных христиан?!

Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей.

В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе

На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».

После процесса очистки внутри и снаружи здания была распылена розовая вода — традиционный метод, восходящий к эпохе Османской империи. Ответственный за уборку Муниципальный чиновник Фатих Йылдыз сообщил, что мечеть убирала команда из 20 человек. Каждый вечер в течение священного месяца в мечети будет распыляться розовая вода. Наша цель — обеспечить более чистую среду для богослужений для граждан, посещающих мечеть», — отметил он.

На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д.

Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».

Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов.

Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами.

Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета.

Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах. В каждой из них могло содержаться до 1250 литров жидкости. Когда собор стал впервые мечетью?

В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев

История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь. Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала. Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи.

Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки.

После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год.

Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В.

Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками.

В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии.

Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77].

Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке.

Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере.

Лицо Алексея, задумчивое и строгое, имеет печать семейного сходства [91]. Мозаика датируется около 1261 годом. От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур. Ярко выраженные характеристики образов в сочетании с тончайшей разработкой цвета и приёмами свето-теневой моделировки являются признаками сложившегося палеологовского стиля [91]. Лазарев так характеризовал мозаику [92] : Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. Мозаики парусов[ править править код ] Мозаика серафима На парусах собора были изображены четыре неодинаковые фигуры ангелов- серафимов. Ангелы, изображённые на восточных парусах, выполнены из мозаики, тогда как ангелы на западных парусах были повреждены ещё до 1453 года и были обновлены как фрески. Ангелы-серафимы на восточных парусах были выполнены в 1347 году [93]. В период Османской империи лики ангелов, изображённые на парусах, были закрыты металлическими крышками в форме звёзд.

В 2009 году во время реконструкции мозаики были открыты [94]. Исламские элементы архитектуры и убранства[ править править код ] После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-восточный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде , северо-восточный — в правление Баязида II , два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III [95] :58.

Предложение турецкий лидер сделал под благовидным предлогом — «дать возможность верующим разных конфессий посещать святыню бесплатно». Однако оппоненты сразу разглядели в этом очередной шаг в сторону исламизации светской республики. Впрочем, французская газета La Croix поясняет, что именно столько турок «поддерживают открытие древнего византийского храма для молитвы, но они выступают против превращения его в мечеть».

Без учета мнения других стран То, что глава государства покусился на некогда самый большой храм в христианском мире, вызвало гневные отклики за пределами Турции. В частности, власти Греции — фактической наследницы павшей Византийской империи — решение о возможном превращении Святой Софии в мечеть встретили в штыки. В парламентской партии «Греческое решение» призвали Афины «дать жесткий ответ». Это аналогично превращению дома Кемаля Ататюрка в Салониках, где родился первый президент Турецкой Республики, «в памятник понтийского эллинизма, в музей памяти геноцида понтийцев», заявил представитель партии Танасис Милонас. Отношения Афин и Анкары и так находятся на пределе из-за спора о добыче нефти и газа у берегов Кипра. Министр обороны Никос Панайотопулос и вовсе заявил, что Греция «готова к военному конфликту с Турцией».

Он отметил , что русский народ по-прежнему считает собор Святой Софии великой христианской святыней. Госдума составила обращение к Великому национальному собранию Турции по вопросу Софийского собора. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что для многих туристов, включая россиян, собор не только имеет значение как шедевр мировой архитектуры, но и несет «сакральную, духовную ценность». В США призвали турецкие власти сохранить за собором статус музея «как пример приверженности уважению религиозных традиций и исторического многообразия» и оставить его доступным для всех. По словам госсекретаря Майка Помпео, статус музея позволяет людям со всего мира получать доступ к этому «великолепному достижению». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на это ответил довольно резко, заявив, что его страна «вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнения других стран».

В страну перестанут пускать имамов из-за рубежа и запретят внешнее финансирование религиозных объектов Дальновидный Ататюрк Собор Святой Софии освятили 27 декабря 537 года. Для христиан по всему миру, в том числе для российских, этот храм имеет большое значение. Согласно легенде, именно здесь послы князя Владимира впечатлились красотой богослужения, что повлияло на решение будущего равноапостольного святого сделать Русь христианской.

Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции.

Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2020 года сообщалось о смерти кошки по кличке Гли , которая прожила в религиозном сооружении 16 лет и была одним из символов Стамбула.

Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью

Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО В 2019 году в ответ на решение США признать Тель-Авив столицей Израиля во время выборов мэра в Стамбуле Эрдоган объявил, что поддерживает превращение Святой Софии в мечеть.
Минтуризма Турции: посещение Айя-Софии не будет ограничено на время реставрации Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью.

Турки ввели безбожную плату за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов

Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Согласно историческим источникам, одним из решений Султана Мехмета II в 1453 году после завоевания Стамбула, стало превращение Айя-Софьи в мечеть.

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным

Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным с 15 января 2024 года. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий