После войны началось возрождение ремесел: вышивки, мережки, портновского и вязального мастерства, изготовления пуховых платков.
"Не знаю, как дальше жить": как мастериц массово лишают платков
- Мамина пуховая шаль
- Урюпинские пуховые изделия - магазин Паутинка
- Оренбургская пуховая шаль
- Оренбургские пуховые платки будут согревать медиков Якутии
- Комментарии
- «Оренбургский пуховый платок» под запретом
Министр культуры: новые версии происхождения оренбургского пухового платка неубедительны
Кто бы мог подумать, что оренбургский пуховый платок может обрести силуэт! Смотрите онлайн видео «Оренбургская пуховая шаль» на канале «Уборка для счастья» в хорошем качестве, опубликованное 17 ноября 2023 г. 8. Шерстяные многоцветные платки 148x148 см (шали), уплотнённые с шёлковой вязаной бахромой. Шерстяные многоцветные платки 148x148 см (шали), уплотнённые с шёлковой вязаной бахромой.
История оренбургского пухового платка
Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов.
Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное.
Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей.
Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха.
Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь.
Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа.
Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками.
Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа. При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна.
После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова!
Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его.
Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение.
Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос.
Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел.
В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным.
На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались.
Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.
Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях.
После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века.
Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны.
Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены.
Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром. В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц.
Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков.
Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка.
На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ. Стоимость одной такой шали была 200 рублей такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке.
Соответствующее право подтверждено свидетельством Роспатента. Патент фабрики коснулся почти всех частных производителей региона. Использовать бренд «Оренбургский пуховый платок» они больше не могут.
В арбитраже находится сразу несколько исков предприятия к частным лицам. Почти все они продавали свою продукцию через маркетплейсы под названием «Оренбургский пуховый платок».
Карамышев Е. В 2012 г. Письмо от ООО «Шима» прислано с домена orenshal. Это ООО работает с 15. Про регистрацию НМПТ в письме приведена правдивая информация: 20 мая 2016 г. На первый взгляд, непонятно, каким образом ООО «Шима» смогло подать заявку 22.
Среди получателей письма общее количество которых, вероятно, исчисляется десятками : ООО «Экстра групп» palantin. Несмотря на давние хорошие отношения с Фабрикой, магазин в очередной раз стал адресатом ее ультиматума. ИП Шатунова macterica.
По данным Ассоциации производителей… 01. В чем особенности вязания оренбургского пухового платка? По данным Ассоциации производителей Оренбургского… 01. С 11 по 15 октября делегация Фабрики Оренбургских пуховых платков участвует в… 14.
Почему Валентин Юдашкин восхищается оренбургскими пуховыми платками?
Данный палантин уникальный и вяжется в ограниченным количествах. Вы станете неповторимой, самой яркой и привлекательной. Как не называй фейк — ориганалом он не станет никогда! Кто писал этот текст?
Все детали этой запутанной истории выяснила наш корреспондент Елена Хмура. Поделиться Фабрика хочет взыскать с мастерицы миллион рублей за оренбургский платок Фабрика хочет взыскать с мастерицы миллион рублей за оренбургский платок "Не знаю, как дальше жить": как мастериц массово лишают платков Гузель Мунасыпова — потомственная мастерица. Говорит, оренбургские пуховые платки в ее семье вяжут уже несколько поколений женщин. Еще недавно это приносило небольшой, но стабильный доход.
Но теперь продавать платки, называя их привычно, — "оренбургские", Гузель уже не может. Потому что местная фабрика, которая поставила производство на поток, запатентовала многовековое название. Нас родители учили вязать-вязать-вязать. Мы вот даже сидим, телевизор смотрим — мы обязательно вяжем", - поделилась Гузель. И в таком же положении — сотни вязальщиц по всей Оренбургской области. Идти на хитрости теперь приходится и владельцам магазинов.
Цех в день изготавливает 10-15 килограммов качественного пуха, являющегося самым тонким в мире. Изделия из него получаются легкие, но при этом очень теплые. Как значилось в правительственных пресс-релизах, на сегодняшний день КФХ Аблязова является единственным производителем настоящего оренбургского козьего пуха. Основой производства пуховых изделий является разведение коз оренбургской породы самих коз, а их порядка двух тысяч голов, экоферма выращивает на базе в Кувандыкском городском округе. Они считаются уникальными и могут быть выращены только в Оренбургской области, иначе теряются свойства пуха. Из пуха именно этой козы более сотни мастериц-вязальщиц изготавливают знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки, реализуемые ПК «Оренбургские пуховницы». Где же истина? Вряд ли чиновник из столицы был посвящен в перипетии с оренбургскими козами, пухом и платками. Странно, что его повезли не на фабрику. Где же тогда он тот самый настоящий оренбургский пуховый платок с сохранением народного промысла, а где исключительно бизнес?
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Шаль из французских кружев Шантильи Вязание так распространилось среди населения Шотландии в 17-18-м веках, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, шарфов, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными рыбными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков-рыболовов, чтобы защищать их от неблагоприятных условий северных морей. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для семьи и на продажу. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. О традициях вязания на древней Руси Считается, что с вязанием связана и существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи. Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы. Прялась пряжа тоже разными способами , и это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время. Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий. Причём для "передачи" чаще использовалась линейная вязка. В Линейной вязке плотность информации была очень высокой, узлы вязы это как бы трёхмерные иероглифы. А для сохранения летописания , поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка. В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию. Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги. Вязы существовали, как основные корневые , их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы подвязки. Были и специальные технические вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые "регистры" считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка и другие. Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение. Вязка осуществлялась с помощью родового "Устя". Усть это грубо - палка длиной в локоть и толщиной с руку, полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу. Усть мог быть: из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена. У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой Усть хранят как святыню, обернув в материю. Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками перстками и знаками, а также в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие 4 штуки с фалангу большого пальца Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями. С его помощью не только «вяжут» разговор то есть записывают, наматывают на усть «нить повествования» , но и "завязывают" боли, или душевные муки. Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи. Кстати можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально "вымотать" у человека душу. Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат. Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть - "мотал на УС" или "Усть" себе от него. А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»! Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали. Древние предания гласят, что русская письменность произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки. Такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной. Оказалось, что русская шуба на сильном ветру плохо держит тепло, а калмыки и казахи могли сутками находиться в мерзлой степи в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Секрет оказался прост - под нее они надевали телогрейки из мягкого козьего пуха. Сметливые русские казаки быстро переняли опыт местного населения. Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др. В 1743г. Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей. Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси.
История и уникальность оренбургского пухового платка
Особенно двухметровая, вся в узорах, связанная Халидой Даутовой. Участников праздника тепло приветствовали начальник районного отдела культуры Райфа Галиева и глава местного СП Айрат Хасанов. Ещё большую прелесть мероприятию придали частушки, сочинённые культорганизатором Анисой Зубаировой.
В любом случае мастерицы остаются в проигрыше. По закону пуховязальщицы и предприниматели, которые торгуют изделиями ручного труда, не имеют права использовать при продаже товаров обозначений, воспроизводящих или имитирующих зарегистрированное географическое название. Ведь, согласно статье 1519 ГК РФ это способно ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или его характеристик. В области уже был случай, когда одна организация проиграла суд обладателю патента, хотя продавала просто «оренбургский платок» без указания на то, что он пуховый. Не является нарушением исключительного права на географическое указание использование его другими лицами для товаров, которые введены в гражданский оборот правообладателем патента или с его согласия. А товары, этикетки, упаковки товаров, где незаконно применено географическое название, причисляются к контрафакту. Коллаж Ивана Александрова Запатентовал бренд — пошел в суд В судах области продолжают рассматривать иски фабрики пуховых платков к местным мастерицам, в том числе и к орским.
Мировое признание пуховый платок получил в 1857 году, когда он был представлен на международной ярмарке в Париже. В 1891 году цесаревич Николай во время путешествия по Уралу останавливался на ночлег в избе купчихи Дарьи Кретовой. Вся изба была белой, пуховые паутинки висели на окнах, как занавеси, лежали на кроватях вместо покрывал, дорога от дома до храма, где совершался молебен в честь цесаревича, была устлана платками, словно пушистым снегом... Николай был так растроган, что подарил купчихе бриллиантовый перстень. В ХХ веке пуховые шали продолжали носить для тепла. Барышни любили дополнить «паутинкой» изящную шляпку.
Платок можно встретить в описании женских костюмов у Алексея Толстого и Ивана Бунина. В советский и постсоветский период классическая школа пуховязания сохранилась в деревнях Оренбургского края. Навыки пуховязания передавались из рода в род, тайны ремесла девочки начинали постигать с раннего возраста. В 1958 году появилась песня «Оренбургский пуховый платок», которую создали композитор Григорий Пономаренко и поэт Виктор Боков. Идея песни появилась на местном рынке, где Виктор Боков купил платок и отправил посылкой своей маме. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни.
Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст».
В интернете она вместе со своей помощницей нашла сайт, на котором предлагалось купить качественные вещи по выгодной цене. Женщина оформила заказ и через некоторое время ей сообщили, что посылку можно получить в местном почтовом отделении. Приехав на почту и оплатив посылку, потерпевшая решила ее открыть и, по ее словам, была очень разочарована тем, что заказ не соответствовал ожиданиям — вместо качественных пуховых платков она получила впитыватель для влаги и шарф. Материалы по теме Коробка с валютой, икра за бесценок и «доктор-муж» из Канады: как мошенники обдирают наивных красноярцев Топ самых наглых уловок аферистов Следователями ОМВД России по Иланскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.
Ель Оренбургской области украсили нежнейшими узорами пухового платка
Она необычно стилизовала платок, превратив его в вечерний наряд. Они натягивают пуховые платки на деревянные рамы с набитыми по краям гвоздиками из нержавеющего материала. простой пуховый платок (шаль) — наиболее тёплый, серый (редко белый), толстый. С тех пор, как в Оренбурге появилась первая фабрика пуховых одеял, ажурных платков стало больше. они совсем из другой ценовой категории. Пенсионерка из поселка Редутово под Чесмой стала поставщиком знаменитых оренбургских пуховых платков для иностранцев.
Уникальность оренбургского платка
Кто бы мог подумать, что оренбургский пуховый платок может обрести силуэт! Купить Пуховую Шаль 89608709467 Придонские Козы Пуховая Пряжа И Козий Пух. но без этого никак, только так книга имеет законченный вид. 650 предложений - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс. Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы.