Давно мы с вами не встраивали прогулок по-удмуртски#удмуртия #водяной #вода #лето #врек #рек #язык. В данной статье мы рассмотрим, как по удмуртски сформировать и вести семейную жизнь. НОВОСТИ УДМУРТИИ | Продолжение строительства нового терминала аэропорта в Ижевске. Тубат. Галина Глухова о символике ряженья в традиционной удмуртской нее. Если, скажем, семья полинациональная, но проживает на территории Удмуртии, то у ребенка больше шансов выучить язык.
"Удмуртский язык для дошкольников". Презентация по теме "Семья"
Второе значение — Масленица. В любом случае, эти два значения дополняют друг друга. Целую неделю ели блины, ходили друг к другу в гости, угощались, пели песни, катались на санках и на всех сподручных для катания средствах, кто зазевался и не смог вовремя встать утром с кровати, тех без никаких церемоний отправляли в сугроб. Весело, сытно и познавательно для детей. Пора и проводы устроить Масленице. Проводы Масленицы прошли во многих местах компактного проживания удмуртов Башкортостана. В Янаульском районе Масленицу по-удмуртски проводили в деревне Новый Варяш Староваряшского сельского поселения.
Он ознаменовал окончание полевых работ. Его проводили в конце ноября или в декабре. С самого утра пекли хлеб, затем его кусочки бросали в огонь, туда же плескали немного пива и вина, чтобы хлеб уродился. После этого вся семья садилась за стол, и каждый съедал по ломтю хлеба. Состоит слово из двух частей: «куар» лист и «усён» опадание , то есть это месяц листопада. Октябрь — коньывуон Для удмуртов октябрь — время охоты на белок, отсюда и название месяца — «коньывуон» — «приход белок». Ноябрь — шуркынмон Ноябрь завершает осенние месяцы. Серость сменяет буйство красок. Природа готовится к зиме. Все потихоньку начинает замерзать, отсюда и сложилось название месяца — шуркынмон, дословно — «замерзание реки». Гриб — губи Если осенью вы услышите приближающиеся шаги в лесу, то большая вероятность, что вы встретили грибника, а не медведя.
Представьте, во сколько городу и области выльется вся эта реорганизация! Ну ведь частники выживают при такой цене за проезд! Я вам могу целую лекцию прочитать на тему того, как они выживают. И это все не есть хорошо. Я думаю, наступит момент, когда они будут вынуждены прийти в администрацию области со своими расчетами и протянутой рукой, и будут просить поднять стоимость поездки. В противном случае, им придется закрыть свои предприятия. Поймите, даже в самых развитых странах мира общественный транспорт никогда не бывает прибыльным. Это транспорт, который должен быть доступен любому пассажиру. Для того чтобы Автоколонна 1308 приносила прибыль, стоимость поездки должна составлять 50 рублей. Кто у нас за такие деньги поедет? Власть прислушивается к вашему мнению, к мнению ассоциации перевозчиков? После появления новой администрации мы хотели встретиться с руководством, однако ничего, кроме моей личной встречи с Питкевичем, у нас не состоялось. Он не услышал меня, я не поддерживала его. И после этого нас заблокировали, на нас вообще никак не реагировали, после чего мы обратились к губернатору с открытым письмом. Развалить всегда проще, чем потом что-то создать. С приходом Уразова ПАМП погряз в долгах, работники предприятия писали анонимные письма в администрацию области, но их не приняли к рассмотрению. Мы получили ответ, что анонимные жалобы не рассматриваем. Но там было четко написано, что расхитительная политика Уразова привела к тому, что предприятие опускается в долговую яму. Официальную информацию на это счет мог бы предоставить департамент по транспорту, но делать этого, конечно, не будет, так как не захочет выносить сор из избы. По непонятной причине закрыли сообщение с Белоруссией. Ездили на Могилев, на Витебск, все было нормально. Руководитель государственного транспортного предприятия с нового года закрывает перевозки «Смоленск-Витебск», и тут же выходит соглашение о сотрудничестве между Смоленской и Витебской областями!
Да, в Алнашах есть учреждения, где нет специалистов, владеющих удмуртским языком, но их немного. Большинство же на удмуртском говорит свободно и проконсультировать посетителей на родном языке - для них не проблема. Очень часто удмурты с удмуртами ведут диалог на русском языке, поскольку посетителям неизвестно, что специалисты умеют говорить по-удмуртски. Будем надеяться, что для многих посетителей Пенсионного фонда в Удмуртии возможность общаться со специалистами по-удмуртски будет приятным сюрпризом.
Февраль по удмуртски
— А вообще есть и плохие новости – уходя из одного общества с одними ценностями, ты попадаешь в другое с другими. Бесплатный онлайн перевод с русского на удмуртский и обратно, русско-удмуртский словарь с транскрипцией, произношением слов и примерами использования. Переводчик работает со словами, текстами, а также веб-страницами. В Удмуртской Республике полным ходом идет новая акция под названием «Говорим по-удмуртски».
«Ноу-хау по-удмуртски»: семьи из аварийного жилья переселяли в дома без санузлов
Отмечается, что все заявки на уборку принимаются в Единую диспетчерскую службу, а затем распределяются между волонтерами. Уже удалось привести в порядок около 10 мест. К другим новостям. Александр Тронин и три его любимые дочки: Ксения (23 года), София (16 лет), Елена (13 лет). Это происходит во многом потому, что родители, свободно говорящие по-удмуртски, выбирают для общения со своими детьми русский язык как более престижный. Очень часто удмурты с удмуртами ведут диалог на русском языке, поскольку посетителям неизвестно, что специалисты умеют говорить по-удмуртски.
В Госсовете Удмуртии прошёл республиканский форум «С семьи начинается Родина»
Ну если гости изучат этот словарик, то сразу же будут знать по удмуртски больше, чем среднестатистический ижевский абориген. лента новостей с событиями, в которых упоминается жить по-удмуртски. Таким образом, традиция «не работать сегодня по удмуртски» не только отражает культурное наследие удмуртов, но и способствует сохранению и преумножению уникальных традиций и обычаев. Проект библиотеки «Давайте поговорим по-удмуртски» направлен на популяризацию удмуртского языка и удмуртской литературы путем создания обучающих видеоуроков. Обычай как норма действия и поведения регулирует отношения в традиционной удмуртской семье, предписывая каждому члену семьи определенную роль в соответствии с занимаемым статусом и половой принадлежностью.
Сюлэмшугъяськисьтэмъесызлэнгес Это по-удмуртски означает: «у менее волнующихся».
- Содержание
- Related videos
- Стыд и гордость
- Онлайн-марафон "Вместе по-удмуртски" - Вавожский район
- Глобализм по-удмуртски - Семья, Любовь, Отечество
- Говорим по-удмуртски
Бадӟым семья
по-удмуртски, бабушки и дедушки с обеих сторон говорят с нашими детьми по-удмуртски. По удмуртски семья. Большая Удмуртская семья. Когда мы ратуем за создание условий для билингвизма, мы хотим не чтобы удмурты из чисто удмуртских семей были билингвами с детства – мы хотим, чтобы дети из смешанных русско-удмуртских семей говорили по-удмуртски и чувствовали себя частью удмуртлыка.
Бадӟым семья
Урок мне очень понравился. Дом помощницы Тол Бабая в деревне Титово напоминает светлую бревенчатую деревенскую избу. Представление начинается во дворе, среди деревянных скульптур лесных чудовищ. Мы играли в удмуртские национальные игры, прыгали через огромную скакалку, бились подушками. Лымы Ныл встретила нас в огромной избе, где было тепло и по-сказочному волшебно. Сказочные персонажи разыграли целое представление, которое закончилось счастливо и весело. В большой деревенской печи готовились угощения для гостей: перепечи и табани. Мы ели их с большим удовольствием, запивая травяным чаем. У Тол Бабая шуба не красная, как у Деда Мороза, а фиолетовая.
Удмуртский Дед Мороз ведет активный образ жизни — летом рассказывает детям об истории родникового края и работает на огороде, а зимой готовит подарки и принимает гостей у себя в деревянной избе, учит ребят заготавливать корм для птичьих столовых и мастерить кормушки для птиц. Утро у Тол Бабая начинается с восходом солнца. В этнографическом комплексе мы сразу попали в гости к сказочным героям: Тол Бабай с нами водил хороводы, Лымы Пок снеговик проводил экскурсию по дому последнего алангасара, а мастера пригласили на мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек. Посещение вотчины Тол Бабая завершилось катанием на тарзанке и тюбинге, ледовых горках и катках. Бурановские бабушкиТеплотой и домашним уютом мы были окружены в один из вечеров Зимки, проведенных с этими милыми женщинами. Песни на удмуртском языке поражали искренностью и откровением. У каждой участницы коллектива своя судьба, свои волнения и победы. Неожиданностью для всех зрителей стали рок-композиции Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, а также песни «Битлз», спетые бабушками на удмуртском языке, произведения российских бардов.
После «Молитвы» Булата Окуджавы у всего зала были слезы на глазах. Для нас коллектив исполнил, конечно, и хиты, прозвучавшие на Евровидении и сочинской Олимпиаде, но откровением стали фольклорные песни. Как здорово, что у нас есть такие ансамбли! Мы вдоволь наговорились, сделали уйму фотографий и взяли автографы. Краеведческая игра «Ижевские штучки»Каждой команде, чтобы изучить Ижевск и победить в игре, необходимо было оригинально, быстро и креативно выполнить семнадцать заданий. Задача несложная, но на улице минус 20.
Вот например Васильева Варя рассказала об удмуртской игре «Сукыр така» Слепой баран , в которую они всей семьёй любят играть, а Антон Карпов рассказал, как они готовятся к Великому празднику Пасха. От детей узнали, какие блюда готовят в семье. Было видно как дети любят своих родителей и семью. Каждый ребенок подошёл к мероприятию творчески и выполнял задания вместе с родителями,вовлекая их в образовательный процесс.
Были ли подобные проекты в вашей жизни? Тогда ощущал себя маленьким котенком на большой сцене. Но это был уже опыт. В этом году решил, что можно попробовать еще раз и выступить в качестве автора музыки и исполнителя песни. Надеюсь, теперь буду чувствовать себя намного увереннее. Семья, коллеги, друзья? Да и друзья, по-моему, тоже собираются. Обязательно возьмем с собой гармонь, приедем на «Элькуновидение» по-нашему — душевно, с музыкой! Всего на конкурс «Элькуновидение» поступила 21 заявка из городов и районов Удмуртии, в том числе одна — из Республики Татарстан. Отборочный тур — прослушивание — состоится уже в ближайшую субботу, а 20 октября во Дворце культуры Ижевска «Аксион» состоится второй этап конкурса. Желаем Юрию Князеву удачного выступления и победы! Оценить публикацию.
Пожалуй, самая вкусная часть знакомства с Великим пельменным путем — Пельменная дегустация. Здесь мы с Вами распробуем более 10 видов пельменей с самыми разными начинками. Уже с самого начала окунемся в местное радушие и гостеприимство. Возможно, именно здесь произойдет самое главное знакомство в Вашей жизни — знакомство с самыми настоящими удмуртами на них можно будет посмотреть и даже несильно потрогать. Будем «пощтепенно» погружать Вас в самые азы удмуртской культуры. За столом в ресторане насладимся вкусом удмуртских блюд и научимся произносить некоторые тайные и не очень удмуртские слова, которые помогут Вам в любой непонятной ситуации. Здесь же мы поставим главные цели и задачи нашего пельменного путешествия. И обойти стороной этого выдающегося Оружейника мы не можем даже в нашем пельменном маршруте. Поведем Вас в музейно-выставочный комплекс, названного в честь Калашникова. А пешая прогулка даст нам возможность восхититься современным ядром нашего уютного города, насыщенного запахом перепечей и ижевского кофе. Заодно увидим знаменитую городскую скульптуру мальчика «Ижика», которая уже давно стала символом Ижевска. Во время нашей обзорной экскурсии в обязательнейшем порядке познакомимся с нашими главными ижевскими замечательностями. Увидим визитные карточки нашей столицы — величественный Михаило-Архангельский собор и старинный Главный корпус Оружейного завода, полюбуемся на водную гладь самого большого пруда Европы с Площади Оружейников и на стены знаменитого Арсенала — «Ижевского Кремля», прогуляемся по Скверу Победы и по старинной «Красной площади». А еще с чувством с толком и расстановкой познакомим Вас с нашей местной удмуртско-ижевской спецификой. И потому неустанно будем Вам рассказывать о том, почему наш Иж не Париж и почему некоторые ижевцы носили зеленые кафтаны.
Ребенок по удмуртски
Я уверена, что нам надо работать сообща. Ещё одним важным направлением является работа с удмуртами, проживающими за пределами республики. Летом мы побывали в отделении нашей ассоциации в Санкт-Петербурге. Также в Дни удмуртской культуры выезжали в Кировскую область, в Пермский край, Свердловскую область, в Республики Татарстан, Башкортостан - постарались охватить как можно больше территорий, где проживают удмурты. Во время таких поездок встречались с представителями местной власти, обсуждали проблемы сохранения удмуртского языка и культуры, возможности взаимодействия между регионами. Конечно, осуществляем всю деятельность при поддержке руководства Удмуртии. Недаром мы подчёркиваем статус нашей организации. Как и прежде, наша основная задача - защищать интересы удмуртов, способствовать всеми возможными способами сохранению языка, культуры и традиций удмуртского народа. Да и сохранению самого народа, конечно. В шутку мы так себя и называем - Общество защиты удмуртов.
Несмотря на то что мы общественники, нас нередко путают с органами государственной власти. Часто люди приходят с вопросами, которые вообще не имеют никакого отношения к нашей организации. Вот только один пример: безработная женщина оказалась в сложной ситуации и за долги по решению суда может лишиться жилья. Объясняем: «Мы не правозащитная организация, у нас нет специалистов, штатных юристов», а женщина в ответ выдвигает аргумент: «Но я же удмуртка, помогите, а для чего вы тогда?! Мне кажется, такое отношение, безусловно, поднимает статус нашей организации и дорогого стоит. К слову, «Удмурт кенеш» уже не раз воспользовалась правом законодательной инициативы. В 2001 году это был Закон об государственных языках Удмуртской Республики и в 2014-м изменения в Закон »Об образовании в Удмуртской Республике». В частности, мы выходили с поправкой о введении обязательного изучения удмуртского языка во всех образовательных организациях республики. Но это скорее была попытка поднятия статуса удмуртского языка как одного из государственных языков нашей республики, создания условий для его сохранения.
Ведь мера ответственности за удмуртский язык у республики, как гаранта сохранения удмуртского этноса, достаточно большая. В данный момент мы вновь вышли перед депутатами с законодательной инициативой по внесению изменений в Закон о государственных языках Удмуртской Республики. Искренне надеемся, что в ближайшее время, после проведения всех согласований и процедурных моментов, инициатива найдёт поддержку среди депутатского корпуса. Вместе с тем мы не можем не говорить о своих опасениях: перепись населения показывает, что постоянно идёт сокращение численности удмуртов, в целом - сокращение численности удмуртского этноса. Надо понимать, что вопрос этот в том числе и политический: если сокращается удмуртский народ, то в дальнейшем мы можем утратить и свою государственность в виде Удмуртской Республики. Второе, что вызывает тревогу, - шагающий по всему миру семимильными шагами процесс глобализации, последствия которого все мы, наверное, ещё до конца даже не осознаём. Обращаясь к руководителям Общества русской культуры Удмуртской Республики, всегда подчеркиваю, что нам нужно объединять усилия, помогать друг другу самосохраняться, противостоять ассимиляции, потому что происходящие процессы представляют угрозу как для не столь многочисленных этносов как удмурты, так и для многочисленного русского народа. Наши дети растут космополитами, позиционируют себя людьми мира и при этом всё хуже знают русский язык, не знают русской классики, отдают предпочтение зарубежным фильмам и зарубежной музыке. Для вас это приемлемо?
За примером далеко ходить не надо. В Мордовии ввели обязательное изучение родного языка в школах, а язык исчезает. То же самое в Республике Коми. Должна быть непрерывная система изучения и использования языка. Начинать, безусловно, нужно с семьи, затем детский сад и школа. На собственном примере должна сказать, что за знание мной родного языка, я благодарю не правительство, не руководителей Алнашского района, в котором я выросла, а бабушку и дедушку, своих родителей, потому что мы всегда общались в семье по-удмуртски. Современная практика доказывает, что будущее за билингвизмом и мультилингвизмом. Мы раньше слов таких не знали, но росли билингвами - с детства владели двумя языками: удмуртским и русским. Кроме того, я так рада, что вышла замуж за удмурта.
Мне кажется, легче жить с представителем своего этноса, потому что оба выросли в одной системе ценностей и традиций. Кроме того, ты легко находишь общий язык с его родственниками, легко вливаешься в их компанию и из-за тебя людям не надо переходить на другой язык. Правда, муж вырос в городе, и как раз в тот период, когда было замалчивание всего национального. Поэтому он, к сожалению, не говорит на удмуртском, но в своё время очень им заинтересовался, создал первое удмуртское караоке. Сегодня Александра Каткова знают как исполнителя удмуртских песен, у него своя аудитория, он востребован. Также он создал детскую вокальную студию на базе гимназии имени Кузебая Герда.
Это происходит во многом потому, что родители, свободно говорящие по-удмуртски, выбирают для общения со своими детьми русский язык как более престижный. Кроме того, в последние 50 лет на удмуртском языке преподают предметы только в немногочисленных спецшколах и экспериментальных классах, а с детьми на нем говорят только в национальных детских садах, и то не всегда1. Тем не менее сегодня на удмуртском языке публикуют книги, художественные и учебные, делают научные доклады в основном по филологии , издают газеты, в том числе электронные, выпускают программы на радио и телевидении. Пус удмуртская тамга ; из книги С.
В то время как удмуртские диалекты представляют более традиционную, древнюю но не всегда и оригинальную форму языка и мышления. В этой статье, в первую очередь, мне интересен живой-настоящий язык, поэтому многие примеры привожу из диалектов, в том числе из своего родного диалекта. Второй фактор — на удмуртском языке нет школьного образования. Есть отдельные уроки родного языка и литературы, но обучение остальным предметам ведется на русском языке. Например, на удмуртском языке нет математики, биологии, химии и т. В школе с помощью языка ребенок познает глобальный и абстрактный мир, он осваивает стандарты мышления: он учится называть явления и предметы, размышляет об их значении. Удмуртоязычный ребенок всему этому учится через русский язык. Если ребенок плохо говорит на русском языке, ему сложно понять смысл этих явлений, еще сложнее понять связь между абстрактными явлениями и его конкретной жизнью в конкретной деревне. Так возникает чёткое разделение: связь удмуртоязычного человека с глобальным, далеким и абстрактным миром устанавливается через русский язык, а с конкретной и интимной окружающей средой — через родной язык. Такое разделение хорошо проявляется в использовании языков: о математике, биологии, глобальных происшествиях удмурт будет говорить по-русски, а обычные конкретные фразы — по-удмуртски об этом я тоже написала статью Edygarova 2018. В удмуртском литературном языке есть все необходимые термины для изучения всех школьных предметов на удмуртском языке, но поскольку они не используются, между литературным и живым языком образовалась огромная пропасть. А восприятие глобального и абстрактного мира через удмуртский язык остается на «детском» уровне или на том уровне, когда школа перешла на русский язык. Поскольку литературная форма удмуртского языка существует практически только в книгах и газетах; поскольку все школьное преподавание ведется на русском языке; поскольку удмурты в течение многих веков проживали на своих современных территориях а также из-за множества других факторов живой удмуртский язык сильно привязан к конкретной местности, территории. Один из моих любимых примеров — это название божьей коровки. По данным «Диалектологического атласа удмуртского языка» 2009: 205 в удмуртских говорах встречается 124 варианта наименования насекомого включая фонетические варианты. Список названий божьей коровки в удмуртских говорах Диалектологический атлас удмуртского языка 2009: стр. Диалектологический атлас удмуртского языка 2009: стр. О том, что практически любая деревня, или языковое сообщество конкретной деревни, представляет собой отдельный микромир и микроязык. Деревенские жители — местное языковое сообщество — это древние, очень чуткие наблюдатели своей территории; всю информацию, которую они веками наблюдают и собирают о своей территории, кодируют в языке и не только и передают из поколения в поколение. Например, наблюдение за особенностями поведения божьей коровки перед дождём обозначается в названиях с компонентом зор «дождь», напр. В удмуртском языке используются разные термины для обозначения родственников с маминой и папиной стороны, бабушка с папиной стороны будет песянай. Видимо, такое название указывает на различные роли бабушек с маминой и папиной стороны Диалектологический атлас удмуртского языка 2009. Я специально посмотрела в словарях, как переводится божья коровка на удмуртский язык, и увидела, что в словарях даётся максимум три варианта. Три из 124! Удмуртский стандартный язык для меня представляет маленькую верхушку языкового айсберга, так как из богатого языкового разнообразия нормой принято считать только 1-2 языковых варианта, а самое интересное остается под водой и незаметно исчезает. В диалектах или говорах конкретных деревень существует ровно столько наименований растений и животных, сколько действительно можно найти на этой территории. Например, около моей деревни не растут черника, клюква и брусника. Я не знала, как эти ягоды называются по-удмуртски. Если с родными мы говорили и говорим об этих ягодах, используем русские названия. Уже живя в Финляндии, где черника очень популярна, я научилась от удмуртской подруги которая все детство собирала чернику возле своей деревни , использовать слово кудымульы. А как будет брусника и клюква я до сих пор не знаю, ягоды тоже путаю, в том числе путаю финские названия. С другой стороны, в детстве я ела такие растения как пешник, игоня, кызаузы. Будучи взрослым человеком, я узнала, что пешник по-русски называется пистики, а северные удмурты и коми-пермяки готовят из них пироги, перепечи и суп. Я с детства знаю, что съедобную часть которая и называется пешник, а позже растение приобретает другой вид и другое название коньыбыж «хвощ полевой» можно найти в середине весны и только в течение 2-3 недель. Даже живя в Хельсинки я смогла определить места, где растет это растение. А как будет игоня и кызаузы я не знаю до сих пор я посмотрела, объяснение внизу этого текста. Это означает, что кроме названий растений, местные жители обладают огромной информацией о свойствах местных растений: какая часть съедобна, какая ядовитая, в какое конкретное время проявляется это свойство, где растёт, что и чем можно лечить и т. Пешник или пистик. Съедобный молодой побег.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК. Главный редактор Панина Елена Валерьевна.