Новости сколько букв в абхазском алфавите

Количество букв в абхазском алфавите. Абхазский алфавит состоит из 58 букв, включающих 6 гласных и 52 согласных. В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков. 61. В абхазском алфавите содержится 54 буквы. Абхазский алфавит. В фонетике А. я. характеризуется наличием 3 гласных (а, ы и дифтонга аа), сложной системой согласных (в абжуйском диалекте и в лит. языке – 58, в бзыбском диалекте – 65).

Всемирный абхазо-абазинский конгресс

В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы. Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест». Понятие ашахат от арабского шахид , в широком смысле означающее свидетеля, среди мусульман используется в отношении человека засвидетельствовавшего свою веру, погибшего во имя религии Всевышнего Аллаха и возвышения Его слов. Борьба за свободу и веру сохранилась в абхазских песнях и преданиях в виде слова казаут от тюркского газават из арабского газва — военный поход, сражение. По сей день в Абхазии употребляется термин амаалыкь от арабского маляк — ангел, нередко в значении новорожденного, младенца, то есть буквально «подобного ангелу» другое слово означающее младенца — асаби, также арабского происхождения саби. Одно из самых показательных и по сей день в абхазском языке слов, связанных с Исламом, это ахалал от арабского халяль — разрешенное мусульманам в нынешнем значении означает доброе, хорошее. В противоположность ему ставится ахарам от арабского харам — запретное запретное, греховное, жадность. Производным от него словом является амцхарам буквально ложь-грех. Термин агунаха, обозначающий грех, происходит от фарси гунах с тем же значением. Понятие судьба, то, что суждено Всевышним, отражается в слове насып от арабского насиб. С существованием человека в этом мире связаны такие термины, как аразкъы от арабского ризк — пропитание, которое дает Всевышнийматериальное благо однокоренное с именем Аллаха ар-Раззак, то есть «дающий пропитание» , амал от арабского маль имущество, материальная собственность.

Часто употребляемым в Абхазии словом амхаджырра от арабского мухаджир — совершивший переселение называют вынужденное переселение-хиджру абхазов в Турцию и арабские страны в XIX в. Оно так названо по аналогии с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог и сподвижников мухаджиров из Мекки в Медину, спасавшихся от преследования за свою веру со стороны соплеменников-язычников. Ко временам раннего Ислама относит нас и термин ахабар от арабского хабар — весть, послание , который является синонимом хадиса, то есть предание, переданное от пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Бог. Совсем недавно, еще в памяти сегодняшних стариков, порицаемым термином в абхазском языке являлся гьаур иманцыз от турецкого гяур из арабского кяфир, неверный; от тюркского имансыз, буквально «без веры» , означающий не неверующего. Словом азлымдырра от арабского зульм — тирания, несправедливость, преследование, в т. Аджныш от арабского джин в Абхазии обозначает джиннов, духов, которые как люди имеют право на выбор между добром и злом, но большинство из них вредит людям, их предводитель — шаитан от арабского шайтан — сатана , цель которого увести человека от всего благого. В абхазском языке имеется большое количество арабских, фарси и тюркских по происхождению слов, связанных с обычной жизнью и бытом. Многие из них например, аджика воспринимаются как чисто абхазские, об их происхождении мало кто задумывается. Однокоренное с предыдущим словом «туджар». Русское слово «сафьян» также происходит от этого.

Абхазская письменность — сюжеты развития Алфавит УслараСюжет первый — становление Полуторавековая история абхазской письменности включает в себя множество сюжетов, в которых с определенной периодичностью прослеживаются как колониально-миссионерские, так и национально-просветительские мотивы. Так, в самом фундаменте абхазской письменности содержится синтез из колониально-миссионерских мотивов: офицер колониальной администрации осуществил гигантскую работу по созданию абхазского алфавита, а затем результаты этой работы применялись для перевода религиозных книг. Однако параллельно этому шел процесс обучения в приходских и горских школах абхазских детей. К началу ХХ в. Именно им было суждено применять письменный абхазский язык на практике. Сначала — в робких попытках литературного и поэтического творчества, затем — в прессе и переводах светской литературы, и уже после революции — впервые в деле государственного строительства. Абхазский букварь Революция в России на какой-то момент отпустила все процессы на самотек — в различных уголках бывшей империи бушевали войны и передел территории, находившейся в перманентном хаосе. Абхазия, несмотря на попытки местной элиты взять курс на самоопределение, оказалась оккупированной войсками Грузии. Вынужденная считаться с этим фактором, Грузия не могла препятствовать развитию национального-культурного самоопределения. Именно в этот период, в 1919 г.

Издание газеты стало возможно благодаря усилиям группы абхазской интеллигенции, членов Народного Совета Абхазии: С. Чанба, М. Цагурия, Д. Алания, И. Н Маргания, которые официально требовали от меньшевистского правительства периодического печатного органа на абхазском языке. Азбука ЧочуаГазета издавалась абхазским алфавитом на основе кириллицы, последнюю на тот момент модификацию которой осуществил А. Одновременно, в том же 1919 г. В Стамбуле вышел в свет букварь авторства Мустафы Бутба, годом ранее совершившего путешествие в Абхазию. Сохранилась часть его дневников, в которых он описывает эту поездку, перемежая путевые впечатления мыслями о состоянии народа Абхазии и абхазского языка. В Турции, стоявшей в шаге от революции, на тот момент использовался османский язык в качестве государственного, и письменность на основе арабской вязи в качестве алфавита.

Однако М. Бутба предпочел не игнорировать исторический и культурный региональный контекст, и использовал в качестве базы для своего проекта по созданию абхазского алфавита латинский алфавит, подчеркивая тем самым необходимость модернизации абхазской культуры и ее интеграции в естественный средиземноморско-европейский ареал. К сожалению, алфавит этот не получил практического применения в Турции. Волею судеб сложилось так, что большая часть абхазской элиты в Турции оказалась не в числе сторонников революции и Кемаля Ататюрка, который после своей победы отнюдь не задавался целью развивать языки этнических общин новообразованной Турецкой Республики. Абхазская община Турции стала объектом государственной политики ассимиляции, о письменном абхазском языке в Турецкой Республике не могло идти речи. Однако сам Ататюрк прекрасно понимал всю мощь модернизационных возможностей латинского алфавита — 1 ноября 1928 года письменность для турецкого языка была переведена на латинскую графическую основу. То, что не удалось сделать Мустафе Бутба для абхазского языка в Турции, удалось сделать Ататюрку — но для турецкого языка. Турция встала на путь модернизации. Сюжет второй — революционный эксперимент Революция в Абхазию по-настоящему пришла весной 1921 года — вместе с отрядами «Кьараз» под руководством Нестора Лакоба. Грузинскую администрацию выбили из Абхазии, после чего была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия.

По-настоящему оценить масштабность произошедшего можно сейчас, когда спустя почти семьдесят лет пребывания в качестве советской субколонии Абхазия вновь стала на путь восстановления государственности. Построение государственности немыслимо без государственного же языка — и абхазский язык впервые в новейшей истории стал употребляться в этом качестве. Следует отметить, что П. Услар, создавая абхазскую письменность, а вслед за ней и письменность для многих кавказских языков, включая сванский, отмечал, что предпочел бы использовать для этих целей грузинский алфавит. Однако, в качестве основы для создаваемых письменностей им было избрано употребление русской кириллицы — в первую и главную очередь для скорейшего усвоения соответствующими народами русской письменности и языка. Сегодня, полтора века спустя, в Абхазии употребляются преимущественно абхазский и русский языки — что самым наглядным образом демонстрирует действенность выбора алфавитной основы колониальной администрацией. Об этом прекрасно знали пришедшие в 1921 г. Мальчик из села Лыхны по имени Нестор Лакоба, обучаясь в церковно-приходской школе при Новоафонском монастыре, именно таким образом изучил русский язык. Позднее, оказавшись у руля государственной власти, он предпочел напрочь избавиться от колониального наследия в абхазской письменности. Непосредственно самим процессом занялся Самсон Чанба, тоже выпускник Драндской монастырской школы, соратник Нестора Лакобы.

Этот эрудированный, образованный человек отличался многими талантами — в историю Абхазии он вошел, как основатель абхазского национального театра. Руководители Советской Абхазии внимательно отслеживали глобальные тенденции, намечавшиеся в послевоенном обустройстве мира. Советизация бывшей Российской Империи, курс на модернизацию, наметившийся как среди советских республик, так и в регионе в целом не оставил без изменений и вопросы обеспечения грамотности населения. В связи с тем, что социалистическая революция ее творцами мыслилась как всемирная и культурная одновременно, был избран курс на применение латинской графики для создаваемых и реформируемых письменных систем народов советских республик. В первую очередь это касалось народов тюркской группы — азербайджанцев, татар и т. То же самое касалось и кавказских народов — так, для адыгского языка с 1855 года использовалось письмо на арабской графической основе. Советская унификация стремилась сгладить эти барьеры, составив единый латинизированный алфавит для всех народов кстати, существовал даже проект перевода русского алфавита на латиницу. Эти обстоятельства побудили руководителей Абхазии обратиться к научному сообществу. В то время самым известным лингвистом, вплотную занимавшимся вопросами абхазского языка, был Николай Яковлевич Марр. Это был ученый, чьи невероятные лингвистические способности и научное чутье перемежались откровенно лженаучными заблуждениями, для фиксации абхазского языка в научных текстах изобрел собственный фонетический алфавит, базис которого состоял из латинского алфавита, дополненного буквами из греческого и русского алфавитов.

Именно этот специализированный фонетический алфавит он назывался Абхазский Аналитический Алфавит , практически без изменений был им предложен для проведения реформы письменности абхазского языка. Эксперимент по внедрению абхазского аналитического алфавита для практических целей оказался провальным — буквы, чья огласовка подчас не совпадала со сложившейся международной традицией, были дополнены всевозможными диакритическими знаками: снизу, сверху и сбоку от буквы; точки, черточки и кружочки; галочки и прочерки над и под буквами создавали невероятно сумбурное, сложное и несовершенное подобие алфавита. Попытки внедрить его в обучение и делопроизводство в 1926 г. Сюжет третий — новый абхазский алфавит В конце 1920-х годов началась всесоюзная кампания латинизации алфавитов в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР. Для реализации этого проекта был создан Всесоюзный Центральный Комитет Нового Тюркского Алфавита иногда просто — Нового Алфавита , были выделены значительные полномочия, финансовая и научная поддержка. Абхазия приняла самое активное участие в этом мероприятии — так, после неудачи с аналитическим алфавитом, Самсон Чанба и Мушни Хашба направили Николаю Яковлеву — одному из научных кураторов процесса латинизации, предложения по созданию нового абхазского алфавита и внедрению в работу ВЦК НТА. Параллельно шел процесс унификации алфавитов среди языков родственных языковых групп — тюркских, дагестанских, народов Севера и Дальнего Востока и т. Встал вопрос об унификации алфавитов народов абхазо-адыгской языковой группы. Судя по крупицам документальных фактов, сохранившихся с того времени, процесс этот не проходил гладко: сначала были споры между кабардинскими и адыгейскими реформаторами — каждый старался заложить в основу будущего унифицированного алфавита свой вариант. Было непонятно, что делать с абазинским языком.

Было совершенно непонятно, как совмещать абхазскую и северокавказскую версии нового латинского алфавита. После нескольких заседаний в Майкопе, одно из которых после тщетных попыток договориться даже покинула абхазская делегация, консенсус был найден. Был создан суммарный алфавит из 79 знаков из которых 52 применялись для абхазского алфавита , подавляющая часть букв из которого одинаково читалась на всех языках абхазо-адыгской группы. Новый абхазский алфавитБыл создан алфавит для абазинского языка — лишь в некоторых деталях отличавшийся от абхазской версии алфавита. Были разосланы предложения по унификации черкесским общинам в Турции и Иордании, создавших свои версии алфавитов на основе латиницы. Разумеется, для внедрения нового алфавита были предоставлены соответствующие ресурсы. Это был период 1928-1936 гг. Единый алфавит позволил наладить регулярные контакты с братскими народами, печатать научную и методическую литературу — начиная от букварей, заканчивая пособиями по высадке садов и борьбе с малярией, художественная литература обогащалась новыми произведениями и переводами. Более того, в Абхазском госиздательстве в Сухуме издавались книги, газеты и журналы на лазском языке — и тоже на основе нового алфавита. Удины — народ лезгинской группы, проживающий в Азербайджане, также применили для своего языка письменность на основе этого алфавита.

Потомки кавказских албанцев, обладавших своей самобытной письменностью полторы тысячи лет назад, вновь обрели письменность в 1930-х годах, и книги на удинском языке также издавались в Сухуме. Творческий, научный и организационный потенциал абхазских интеллектуальных элит того времени впервые сумел шагнуть за пределы территории Абхазии, потенциал абхазских интеллектуалов нашел достойное применение в созидательном, благородном деле просвещения народов.

Свыше 100 видов растений встречаются на планете только в Абхазии. Сухумский ботанический сад — один из старейших ботанических садов на Кавказе, был основан в 1838 году. В Гагрском районе Абхазии расположены самая короткая река - Репруа и самая глубокая пещера в мире - Воронья. Законы демократического и цивилизованного мира тесно сплетаются с законами предков, которые сквозь многовековую историю дошли до наших дней, преисполненные достоинства и человеколюбия. Мао Цзе Дун приезжал на Рицу к Сталину и был потрясен красотой горного озера. Абхазская княгиня Мери Чачба была эксклюзивной моделью Коко Шанель. Премьер-министром Туниса и автором первой тунисской конституции 1861г. Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия.

Первый в мире памятник обезьяне был установлен в 1977 г. Абхазское побережье самое чистое на Черном Море. Одно из крупнейших озер Кавказа Амткял , образовалось в результате горного обвала во время сильного землятресения 3 октября 1891 года. Новый Афон является самым маленьким городом мира с собственной станцией метро НовоАфонская пещерная железная дорога. В 737 году 40 тысячное арабское войско было разбито у стен древней столицы Абхазии Анакопии. Абхазской была мать Эвлия Челеби - знаменитого турецкого путешественника, более сорока лет путешествовавшего по территории Османской империи и сопредельных государств.

В истории абхазской письменности выделяется 4 этапа: 1862—1926 годы — письменность на основе кириллицы 1926—1938 — письменность на основе латиницы 1938—1954 — письменность на основе грузинского алфавита с 1954 — письменность на основе кириллицы Так вот в зависимости от алфавита и выделяется число букв. В первом абхазском алфавите было 55 знаков Абхазский алфавит на основе грузинского имеет 33 буквы грузинского алфавита.

Мери Чачба- абхазская княгиня, была для Коко Шанель эксклюзивной моделью. В 737 году у стен древней столицы Абхазии, Анакопии было разбито 40 тысячное арабское войско. В Сухумском морском порту в 1933 г. Ежегодно в Россию Абхазия экспортирует более 1,5 тысяч т. Каждый 4 живущий в Абхазии - сухумчанин. Город Новый Афон самый мальенький городом мира, имеющий собственный метро Новоафонская пещерная железная дорога. От Сухума до Турции по морю всего 245 км. Всем известные и любимые абхазские мандарины были завезены в Абхазию из Японии. Султан Египта, освободивший страну от Османской империи, был абхазского происхождения Али Бей эль-Кебир. На территории современной Республики Абхазии проживает более 150 национальностей. В Абхазии и в наше время широко сохраняются древние обычаи, к примеру, на свадьбе у жениха не должны присутствовать сам жених и родственники со стороны невесты. Виноделие в Абхазии появилось за несколько тысяч лет до нашей эры. Согласно традиции в абхазской семье невеста не разговаривает с отцом своего мужа. В Абхазии не существуют дома для престарелых.

Абхазский алфавит - Abkhaz alphabet

Ты муж знаешь? Ты жен работаешь? Армия — ар. Виноград — ажь. День — амш. Естественно, вполне возможно, что предки части людей, носящих эти фамилии, по разным социальным причинам могли поселиться здесь в XIX—XX вв. Что же касается Абжуйской Абхазии, здесь удельный вес грузинских фамилий более высок: например, почти все абхазское населения села Квитоули абх. Кутол носит исключительно грузинские фамилии. Название, несомненно, является грузинизированным вариантом абхазской формы Айтарны, оформленной абхазским топонимическим суффиксом -ны.

Основа Айтар является именем языческого семиликого божества скотоводства. Особенно важен анализ абхазских терминов, связанных с христианской религией, которые указывают, что предки абхазов не имели прямых контактов с греками и христианизировались лишь в позднефеодальную эпоху с помощью грузин. Тем самым опровергается и достоверность гипотезы о том, будто абасги и апсилы являлись предками абхазов сходство терминов абасг и апсил с терминами абаза, абхаз и апсуа нельзя считать решающим фактором, ибо, как известно из мировой истории, этнонимы и племенные имена неустойчивы и часто меняют этническую семантику. Наше заключение, в первую очередь, опирается на тот факт, что в абхазском языке для обозначения греков используется не какой-либо греческий автоэтноним эллин, йон, грек , а этноним, заимствованный из мегрельского диалекта абырзен ср. Не менее значимо и то обстоятельство, что в абхазском языке не только греческие христианские термины, но и греческая лексика других отраслей заимствована через грузинский письменный язык или мегрельский диалект. Основная масса абхазов, проживающая в бассейне Кубани, видимо, оставалась язычниками до позднего средневековья, когда началось экспансивное расселение абхазов в Причерноморье, заселенном христианскими грузинскими племенами. Именно в процессе их ассимиляции абхазы должны были усваивать как собственно картвельскую, так и картвелизованную греческую христианскую лексику в виде субстрата. Анализ абхазской лексики показал, что в абхазском сванская лексика не выявляется ни в одной отраслевой группе, за исключением топонимов, хотя факт проживания сванов на территории современной Абхазии в зоне между реками Кодори и Псоу с древнейших времен неоспорим.

Отсутствие сванизмов в абхазском можно объяснить лишь тем, что ассимиляция сванов мегрелами произошла гораздо раньше, чем предки абхазов появились на этих землях вспомним проживание смешанных племен под названием сваноколхов в раннефеодальную эпоху. Естественно, по этой причине сванская лексика не могла попасть непосредственно в абхазский язык. Что же касается мегрелизмов, то они вместе с мегрелизованной лексикой весьма широко представлены во всех слоях абхазской отраслевой лексики, часть из них следует считать субстратом, а другую часть — заимствованием. Мы должны отметить и то, что мегрелизмы шире представлены в абжуйском диалекте абхазского языка, нежели в бзыбском, но почти отсутствуют в абазинских диалектах. В христианской терминологии абхазского языка привлекает внимание группа слов, которые дают возможность хотя бы приблизительно установить время заимствования картвелизмов абхазским языком. Например, представляет интерес слово авхвама от мегр. Сравнение его со сванским лакхвам молельня указывает на то, что в мегрельской форме изначально должен был присутствовать гортанный согласный кх, который в случае заимствования слова окхваме абхазским языком до X—XIII вв. Присутствие в бзыбском в этой основе простого согласного х подтверждает факт заимствования этого слова лишь после X—XIII.

В обоих диалектах абхазского языка для обозначения большой восковой свечи употребляется слово акялантар от мегрельского келантари ср. Исходя из того факта, что как греческая праформа, так и литературный грузинский вариант сначала обозначали подставку для свечи, а не свечу ср. Еще один пример: после XV в. Как известно, именно c XV в. Чкондидский эпископ являлся главой церкви Самегрело, а до этого начиная с XII в. Важно и то, что как в XV в. Важно и то, что в абхазском отсутствуют или калькированы с мегрельского фразеологизмы и идиомы библейского происхождения, а это также свидетельствует, что христианство среди абхазов стало распространяться не ранее XVI в. Для установления маршрутов миграций абхазских племен неоценимы данные абхазской ботанической терминологии, анализ которой показал, что большая часть из 262 ботанических терминов заимствована из мегрельского диалекта или грузинского литературного языка сванская лексика и здесь отсутствует.

Из 120 названий культурных растений более четверти 34 названия являются картвельскими по происхождению, или же заимствованы через посредство картвельского языкового мира. К этой группе относятся названия следующих важных растений: рожь, ячмень, репа, свекла, огурец, абрикос, сорта фасоли и т. Сравнительно меньше картвелизмов в терминологии диких растений — 20 названий из 145. В эту группу входят названия осоки, лютика, барбариса, люцерны, плюща, свинороя и др. Среди названий диких растений абхазским языком заимствованы имена растений, имеющих важное практическое значение в жизни и деятельности человека, однако не заимствованы названия тех диких растений, ареал распространения которых ограничивается исключительно высокогорьем субальпийский и альпийский пояс , заимствованы лишь названия тех культурных и диких растений, которые распространены в низовьях гор, на плоскости и в болотах. По нашему мнению, этот факт прямо отражает маршруты миграции предков абхазов из бассейна Кубани к приморским и низменным местностям современной Абхазии через горные перевалы Большого Кавказского хребта. Из плоскостной части, низкогорья и среднегорья бассейна Кубани абхазы, видимо, сначала поселились в высокогорной полосе северных склонов Кавказского хребта см. Ламберти и так называемую латино-французскую карту 1654 г.

При переселении абхазов с северного высокогорья в высокогорье южных склонов Большого Кавказа не было необходимости заимствовать из мегрельского диалекта или литературного грузинского языка терминов, отражающих высокогорную природу, ибо она уже была отражена исконно абхазской лексикой, однако при заселении абхазами уже давно забытых ими низменностей и болотистых мест в абхазском возникла необходимость заимствовать у местных мегрелов термины, отражающие новую для пришельцев среду. Важны также сведения карты Джакомо Гастальди 1561 г. Ламберти 1654 г. Также важны сведения И. Татищева о наполнении Северного Самегрело, т. Важные сведения содержат фольклор и этнография абхазов. Например, предания о приходе их предков с Северного Кавказа распространены среди фамилий Зухба, Авидзба, Ашуба, Бганба и др. По сведениям абхазского этнографа Л.

Акаба, большинство абхазских фамилий, особенно проживающих в предгорьях Абжуйской Абхазии, при выполнении общефамильных обрядов высочайшим и сильнейшим покровителем считают не находящиеся в непосредственной близости древние христианские храмы Илори, Мокви, Бедиа, Дранда , а находящееся в нескольких десятках километров от их места обитания в верховьях р. Бзыбь языческое святилище Налкуба, или Псхвыныха, что ясно указывает на маршрут движения предков абхазов сначала с Северного Кавказа к истокам Бзыби, затем в ее низовья, а оттуда через Сухуми в Абжуа. На этот же маршрут указывают даже две формулы приветствия, распространенные среди абхазов и по сей день. Возникает вопрос: почему абхазы желают аробщикам и пастухам, чтобы они благополучно отнесли груз или отогнали скот именно выше, а не к морю или куда-либо в другом направлении? Потому, что эти формулы явно возникли в тот период, когда основная масса абхазов обитала в труднодоступных горах и было актуально пожелать ближнему благополучно преодолеть горные преграды. В этой связи привлекает внимание и семантика слова ага, заимствованного абхазским языком из мегрельского, где оно означает берег. Ага в абхазском обозначает как море и приморье, так и юг см. Сухуми, 1986.

В нынешней Абхазии море в строго южном направлении находится лишь на протяжении нескольких километров — от города Гудаута до близлежащего села Псырцха, в других же приморских частях море с берегом граничит либо с запада, либо с юго-запада. Ассоциация моря и морского берега с Самегрело и с югом является неоспоримым отголоском того времени, когда территория нынешней Абхазии была заселена только грузинами и входила в состав Самегрело. О маршруте миграции абхазских племен из Бзыбской Абхазии сначала по направлению к Сухуми, а затем в сторону Абжуа указывает и география распространения некоторых своеобразных звуков в абхазском языке. Как известно, абхазский язык имеет два диалекта: бзыбский и абжуйский. Главнейшей основой дифференциации диалектов является существование в бзыбском диалекте тех 9 специфических согласных, которых нет ни в абжуйском диалекте, ни в литературном абхазском языке. В этом отношении важно, что звуковой состав абжуйского диалекта, распространенного в непосредственном соседстве с мегрельской речью, более нов и прост, нежели у бзыбского диалекта, с одной стороны, и ашхарско-тапантского диалекта абхазского языка — с другой К. Отмечается также существование тенденции упрощения в обоих диалектах абхазского языка фарингальных согласных кх и кхв, подобно изменениям согласного кх в картвельском языковом мире. Таким образом бзыбский диалект занимает среднее, переходное место между абазинскими диалектами и абжуйским, ибо в абазинском языке согласные кх и кхв имеют твердую позицию, а в абжуйском они обретают положение, соответствующее правилам картвельского языкового мира К.

Неодинакова ситуация и в отношении присутствия специфических свисяще-шипящих согласных даже в говорах бзыбского диалекта, в которых замечается зональный характер распространения названных специфических согласных. Учитывая эти данные, считаем единственно верным предположение, что географические особенности сохранения или утраты названных специфических бзыбских согласных не являются случайным фактом и связаны с маршрутом передвижения абхазских племен: тенденция утраты специфических согласных в бзыбском диалекте усиливается с запада к юго-востоку от отхарского к аацинскому говору , что, по нашему мнению, явно вызвано более сильным влиянием субстратного слоя мегрельского диалекта и живой мегрельской речи на говоры, распространенные юго-восточнее. Видимо, абхазы поселились сначала в зоне распространения отхарского говора конечно, после того, как спустились с верховьев Бзыби и впоследствии начали мигрировать в сторону реки Гумиста и города Цхуми ныне Сухуми , а затем и в сторону Абжуа. На последнем этапе к ним присоединились и другие абхазские племена, перевалившие через Большой Кавказский хребет в верховья Кодори и спустились вниз по течению этой реки. На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в. В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э. Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии. Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение.

Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман. В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует. Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры. Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах". Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г.

Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г. С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах». В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби! Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний. Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум». Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие».

Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник. Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар. Хотя в абхазском слово ангел звучит как «амаалыкь» от арабского «маляк» , так же часто используемое в значении младенец. Примечательно то, что и в современном абхазском языке кроме «дин», других обозначений религии, даже применительно к христианству или древним верованиям абхазов, нет!

Абхазский язык имеет сложную систему глагольных форм, включая два цветных времени, богатую конъюнктивную форму и различные лицевые формы.

Основа слова в абхазском языке может быть изменена с помощью префиксов и суффиксов, что позволяет выражать разные словоизменительные категории, такие как времена, наклонения, лица и числа. Абхазский язык также имеет агглютинативную структуру, что означает, что суффиксы могут быть добавлены к основе слова без изменения его формы. Это позволяет образовывать сложные слова, состоящие из нескольких морфем, и отражает богатство абхазского словарного запаса. Обратите внимание, что грамматика абхазского языка достаточно сложна, и ее изучение требует времени и упорства. Однако, изучение этого уникального языка открывает множество возможностей для понимания культуры и наследия народа абхазов.

Особенности глаголов и именных слов в абхазском языке Глаголы в абхазском языке имеют разные формы, которые зависят от времени, наклонения, лица и числа. Например, глаголы во множественном числе могут изменяться по наклонениям, таким как повелительное наклонение и условное наклонение. Именные слова в абхазском языке также обладают своими особенностями. В абхазском языке существуют шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Каждый падеж имеет свою специфическую форму и используется в разных контекстах.

Более того, в абхазском языке существует разделение на две категории родов: мужской и женский. Именные слова могут иметь разные окончания в зависимости от рода, а также от падежа и числа. Важно отметить, что абхазский язык имеет свою собственную систему передачи информации о времени: он использует так называемые «времясуказательные частицы» вместо глагольных форм времени, как в русском языке.

Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка. В период с 1926 по 1938 гг. Абхазская письменность переводилась на латиницу, см. В 1938 г.

Он оказался более упрощенным, экономичным для передачи абхазских звуков. Им же был подготовлен неосуществленный проект латинизации русского языка», — сказала языковед. Этот алфавит использовался вплоть до 1938 года. В 1938 году абхазский алфавит был переведен на грузинскую графику. Конечно же, переход на грузинскую графику не был подкреплен с научной точки зрения», — отметила Тания. После введения грузинского алфавита все абхазские школы были закрыты. Языком обучения стал грузинский. Обучение на грузинском языке велось до смерти Сталина. В 1953 году абхазские школы снова открылись. В 1954 году было принято решение вернуться к алфавиту Андрея Чочуа, которым, с некоторыми модификациями, пользуются и поныне. Тания не разделяет существующего мнения в научной среде о том, что абхазскую письменность следует перевести на латинскую графику. Это долгие годы кропотливой работы, процесс трудоемкий, финансово нелегкий, хотя считается, что переход на новый алфавит может способствовать упрощению изучения языка, нейтрализовать разрыв между устной речью и письменной. Вносить изменения в алфавит не так легко и просто, даже элементарные изменения правил правописания вызывают «бурные эмоции», и не только у нас «, — сказала она. Всемирный абхазо-абазинский конгресс Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные группы абхазский язык, адыгский язык и убыхский язык начался примерно пять тысяч лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с языком хаттов, живших в третьем тысячелетии до нашей эры в Малой Азии. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Однако уже с первых веков новой эры племена объединяются сначала в княжества, затем в VIII веке в государство, таким образом, формируется единая абхазская народность и устанавливается единство древнего абхазского языка. Абхазский язык относится к категории младописьменных языков. Тем не менее, существует предположение, что абхазский народ в древности имел письменность. В частности, в 1960 году на территории Коэщевского городища, недалеко от города Майкопа, случайно была найдена каменная плита треугольной формы с клинописью. Датируется находка 4—3 тысячелетием до нашей эры.

АБХА́ЗСКИЙ ЯЗЫ́К

Абхазский алфавит с русской транскрипцией. Абхазский алфавит состоит из 64 букв. Сегодня абхазский алфавит активно используется в абхазском языке и является официальной письменностью в Абхазии.

Знаете ли вы, что абхазский алфавит содержит 54 буквы?

Этот алфавит был создан для записи абхазского языка, который относится к малой группе северо-западно-кавказских языков. Гласные буквы являются звонкими или шипящими. Они обозначают разные звуки и имеют свои уникальные особенности. Например, гласная буква «А» обозначает открытый задний гласный, а буква «Э» — низкий передний гласный. Согласные буквы также имеют свои специфические особенности. Некоторые из них являются шумными и звонкими, другие — глухими и шипящими. Согласные буквы могут сочетаться с гласными и другими согласными, создавая различные слоговые связки и звуковые комбинации в абхазском языке.

Президент Узбекистана подписал указ о деятельности Счетной палаты, которая теперь будет следить за валютной политикой страны. Фото Видео Видеоклуб Инфографика. О пресс-центре Видео из пресс-центра Фото из пресс-центра Пресс-релизы.

Обзор цен на рынке Сухума Информационное агентство Sputnik Абхазия предлагает вам инфографику, которая позволит проследить динамику цен на Сухумском центральном рынке. Взрыв на складе боеприпасов в Приморском В Абхазии в селе Приморское Гудаутского района в среду 2 августа взорвался склад с боеприпасами Министерства обороны республики. На чем поднимаются в небо туристы Абхазии В течение короткого времени в Абхазии рухнули два легкомоторных самолета с туристами на борту. Посольство РФ опровергло слухи об удержании россиян в заложниках в Абхазии.

Абхазский алфавит состоит из 64 букв. Из них 37 являются согласными звуками, а 27 — гласными. Среди гласных букв можно выделить 6 долгих и 21 краткую гласную.

У абазинских существительных нет привычных нам падежей, зато они могут спрягаться по лицу и изменяться по времени. Сколько падежей в дагестанском языке? Селение Арчи в Дагестане расположено в труднодоступной местности, а арчинцы не любят смешиваться с другими жителями республики.

По этой причине их язык является обособленным, не похожим даже на родственные лезгинский и табасаранский языки. Какой самый сложный язык в мире?

Сколько букв в абхазском языке — узнайте, почему в абхазском алфавите содержится 64 буквы!

Да, я люблю море. Инна, Дамей пошел в школу? Он забрал Каму? Да, он забрал повез ее на машине. Наала озябла.

После обеда здесь всегда дует ветер. Я смотрю на море, сегодня холодно. Ты работаешь, Саид? Да, я люблю свою работу.

Я хорошо знаю свою работу. Даур заходи. Нет, спасибо, я спешу. Приходи в обед!

Спасибо Кама, до свидания! Ты живешь здесь? Ты ведь пойдешь сегодня на работу? Ответы Напоминааем, что показатель лица и- в некоторых позициях отпадает.

В подобных случаях мы будем давать его как необязательный элемент в скобках. Упражнение 3 Вы выучили немало слов и выражений. Вспомните их и составьте диалоги на абхазском языке по предложенным ситуациям. Вы любите море.

Именно в Абхазии, в районе Гагры находится самая короткая река — Репруа и самая глубокая пещера в мире — Воронья. Еще в конце 19 века проходивший в Москве съезд медиков торжественно объявил город Сухум лучшим местом для тех, кто страдает болезнями легких, так как здесь необыкновенные климатические характеристики, морские ванны, воздух с высоким содержанием ионов. Восточный Бук — дерево, которое прочно находится на первом месте в этой стране, так как занимает более половины всех лесных насаждений. В фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» леденящая кровь схватка знаменитого сыщика с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада снималась у Гегского водопада в Абхазии. Жители Абхазии называют свою страну «Апсны», что означает - Страна души.

Однако это не означает, что абхазский алфавит является чем-то сложным или нечитаемым. На самом деле, абхазский алфавит имеет свою логику и может быть изучен и понят без особых трудностей. Каждая буква в абхазском алфавите представляет определенный звук и имеет свое написание. Некоторые буквы можно встретить только в начале или в конце слова, некоторые буквы исполняют функцию долготы звука. Все эти особенности делают абхазский алфавит интересным и уникальным. Итак, если вы уже интересовались абхазским языком или планируете познакомиться с ним, будьте готовы к тому, что вам придется запомнить 64 буквы абхазского алфавита. Это может быть большим вызовом, но также и очень увлекательным и познавательным опытом. Узнать больше: Если вас заинтересовала абхазская культура и алфавит, рекомендуется заглянуть встроенной библиотеки Абхазии или поискать подходящую литературу, которая может помочь вам изучить этот удивительный язык. Однажды познакомившись с абхазским алфавитом, вы откроете себе новое окно в мир этой захватывающей культуры и традиций. Фонетика абхазского языка В абхазском алфавите присутствует 64 буквы, каждая из которых имеет свое уникальное произношение. Важно отметить, что абхазский язык имеет ряд звуков, которых нет в других языках. Произношение абхазских звуков: Абхазский язык содержит звук [a], который произносится как открытый гласный звук. Также в абхазском языке присутствуют звуки [b], [g], [d], [e], [v], [z], [i], [k], [l], [m], [n], [o], [p], [r], [s], [t], [u], [w], [x], [y], [h]. Также в фонетике абхазского языка присутствуют носовые звуки [m], [n], [ng].

Сколько букв в абхазском языке 64 буквы Трудоемкий процесс и бурные эмоции: как менялся абхазский алфавит 18 сентября 1892 года был напечатан букварь абхазского языка, который стал по-настоящему первой книгой абхазских школьников. Абхазский язык причислен к так называемым младописьменным языкам. За более чем 150-летнюю историю абхазской письменности алфавит неоднократно подвергался изменениям. О том, как менялся абхазский алфавит, и о главных этапах развития языка читайте в материале Sputnik Абхазия. Ученые полагают, что до ХIX века в качестве литературного языка абхазы использовали греческий язык, затем турецкий и грузинский. В научной среде существует гипотеза о том, что у абхазов в древности была своя письменность. Некоторые ученые пытались расшифровать древние надписи на абхазском языке на «Майкопской плите». Изучая памятник древнейшей письменности Кавказа — Майкопскую надпись, русский ученый Георгий Турчанинов пришел к выводу, что письмо имеет абхазские корни. На основе расшифровок Майкопской надписи Турчанинов написал работу «Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа». Первый абхазский алфавит был создан русским ученым Петром Усларом в 1862 году на основе кириллицы. В алфавите Услара было 55 знаков, большинство из них было перенято с русского алфавита, некоторые из них были изменены. Для передачи звуков абхазского языка Услар также использовал латинский, греческий, сербский, старославянский и грузинский алфавиты. Первый абхазский букварь выпустил в свет русский генерал Иван Бартоломей в 1865 году на основе алфавита, составленного генералом Петром Усларом в 1862 году. Однако этот алфавит использовался лишь до 1892 года. Письменность развивается, в тех алфавитах, которые были ранее, один и тот же знак передавал несколько звуков при помощи всевозможных диакритических знаков, что усложняло их начертание, запоминание», — считает доцент кафедры абхазского языка Ева Тания. Второй абхазский букварь был издан в 1892 году педагогом Сухумской Горской школы Константином Мачавариани и его учеником Дмитрием Гулиа. Для издания этого букваря потребовалась модификация алфавита, из него были изъяты буквы для диалектных бзыбских фонем, количество букв в алфавите сократилось до 51. Один из авторов учебника, основатель абхазской национальной литературы Дмитрий Гулиа писал об этой книге: «Азбуку мы закончили в 1891 году, и через год она вышла в свет. Вот с этой поры абхазы начали читать книги на родном языке». Алфавит Мачавариани и Гулиа был усовершенствован педагогом и общественным деятелем Андреем Чочуа и использовался в абхазских школах с 1909 года. Чочуа окончательно закрепил в алфавите и множестве изданных им букварей отсутствие фонем бзыбского диалекта и максимально приблизил абхазский алфавит к фонематическому принципу, то есть такому, когда одному звуку соответствует одна буква.

Алфавит абхазского языка — общая информация

  • Абхазская письменность — Википедия
  • | Трудоемкий процесс и бурные эмоции: как менялся абхазский алфавит
  • Количество букв в абхазском алфавите: основная информация
  • Сколько букв в абхазском языке?
  • Всемирный абхазо-абазинский конгресс
  • Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных - полный список абхазского алфавита

Содержание

  • Краткий обзор абхазского алфавита
  • Сколько букв в абхазском алфавите?
  • Абхазская письменность — Википедия
  • Количество букв в абхазском алфавите: гласные и согласные
  • Где разговаривают на абхазском языке? ! - Куда поехать отдыхать
  • Сколько букв в абхазском языке 64 буквы

Абхазский язык

Абхазский алфавит с русской транскрипцией. В отличие от большинства других алфавитов, абхазский алфавит имеет свои особенности и содержит разное количество букв в гласных и согласных. Алфавит абхазского языка, основанный на русской графике, состоит из 64 букв, обозначающих 62 звука.

Акуд, абыста, итабуп: что туристы знают на абхазском языке

12. В абхазском алфавите насчитывается 54 буквы. Абхазский алфавит с русской транскрипцией. 61. В абхазском алфавите содержится 54 буквы. Сколько букв в абазинском алфавите?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий