Новости всеволод мейерхольд биография

советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014. ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. Всеволод Мейерхольд вступил в его труппу и за первые четыре сезона сыграл 18 ролей!

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Всеволод Мейерхольд, урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд, родился в Пензе 9 февраля [О.С. 28 января] 1874 года в семье российско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его жены из прибалтийской Германии Альвины Даниловны. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. В сознательном возрасте Мейерхольд принял православие и имя Всеволод, в честь обожаемого писателя Всеволода Гаршина[1].

Please wait while your request is being verified...

А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Всеволод Мейерхольд – советский актер и режиссер, без сожаления ломавший стереотипы классического театра. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней.

Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд

Параллельно активной работе в своем театре в 1922 — 1924 годах он руководил Театром Революции, где в 1923 году поставил «Доходное место» А. В 1928 году ГосТиМ был на грани закрытия из-за того, что отправившийся на лечение за границу Всеволод Мейерхольд был заподозрен в невозвращении, но он успел приехать из Франции до его расформирования. В 1928 был поставлен спектакль «Горе уму» «Горе от ума» А. В 1929 году была поставлена пьеса «Клоп» В. В 1930 году ГосТиМ гастролировал с большим успехом за границей. Во второй половине 1930 годов искусство Всеволода Мейерхольда было названо чуждым народу — появлялись статьи в прессе о его враждебности советской действительности. В этом же году К. Станиславский предложил безработному Всеволоду Мейерхольду работать режиссером в его оперном театре. Скоро она была убита, убийц не нашли.

После допросов с пытками Всеволод Мейерхольд подписал обвинительные показания по статье 58—й УК РСФСР: «…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…». Смерть 1 февраля 1940 года заседание Военной коллегии Верховного суда СССР приговорило Всеволода Мейерхольда к расстрелу, 2 февраля приговор был приведен в исполнение. Захоронение невостребованных прахов с 1930 — 1942 г. Автор статьи: Юлия Ларионова Поделитесь статьей с друзьями Связанные объекты 9 В ночь с 14 на 15 июля 1939 года в этом доме была зверски убита Зинаида Райх, жена В.

С 1902 года началась его самостоятельная режиссерская работа. Он поставил огромное количество спектаклей, сотрудничал со Станиславским и Комиссаржевской. После Октябрьской революции 1917 года Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским , поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх.

Он поставил огромное количество спектаклей, сотрудничал со Станиславским и Комиссаржевской. После Октябрьской революции 1917 года Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским , поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет.

Свою работу я издам как образец сценариев». В 1917-м Мейерхольд снял еще один фильм — «Сильный человек», в котором также выступил режиссером и актером. Увы, картины не сохранились. Увидеть «живого» Мейерхольда можно только в блестящей роли сановника в фильме «Белый орел» Якова Протазанова, созданном уже в послереволюционные годы. Но своей практической работой Мастер привнес в кино высокую культуру театра, систему осмысленного художественного процесса работы. Однако тема «Мейерхольд и кино» приобретает безграничный размах, если говорить о его учениках. Блистательные ученики 76 Кинематограф советской России 20-х годов ХХ века историки признали самой яркой страницей в истории кино, его «золотой эпохой». Смелые эксперименты, яркая новизна киноязыка, невиданные кинематографические открытия потрясли мир. Занимались в его московских и питерских мастерских, играли в его театрах. В их творчестве, перенесенном на почву кинематографа, преломились и обогатились уроки Мастера. Кинорежиссер Григорий Козинцев говорил: «Настоящие ученики Мейерхольда работают не в театре, а в кино. Советская кинематография научилась у гениальных работ Мейерхольда гораздо большему, чем советский театр. Люди, которые сидели на школьной скамье у Мейерхольда, в советской кинематографии очень верно и радостно держат флаг своего учителя». Именно кинематографисты назвали Мейерхольда: «Всеволод — большое гнездо», отец советского кино.

фотографии >>

  • Травля Мейерхольда - Статьи
  • 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера
  • Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
  • Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера | Биографии известных людей

Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). Символично, но именно в Год Театра, 9 февраля, исполняется 145 лет со дня рождения великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд вступил в его труппу и за первые четыре сезона сыграл 18 ролей! – Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество".

Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.

Борис Григорьев. Достаточно сказать, что второй женой режиссера стала Зинаида Райх, бывшая до этого замужем за Сергеем Есениным. Мейерхольд усыновил и воспитал детей Есенина Татьяну и Константина, а Зинаиду, которая, по мнению современников, большими талантами не обладала, сделал звездой своих спектаклей. Когда каждый день общаешься с писателями и поэтами, несложно оказаться вписанным еще и в историю литературы. Тут можно вспомнить пронзительные строки из стихотворения Бориса Пастернака «Мейерхольдам»: «Той же пьесою неповторимой, Вы всего себя стерли для грима. Имя этому гриму душа». У Мейерхольда с Булгаковым, как впрочем, и со многими другими, отношения были натянутые. Тем не менее нельзя исключать, что режиссер и его жена Зинаида стали одними из прототипов Мастера и Маргариты.

Мейерхольда ученики и поклонники называли Мастером. Булгаковский Мастер носит шапочку с буквой М — и у Мейерхольда есть запоминающийся головной убор, запечатленный на одном из портретов. Мейерхольда», 1917 год, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Автор возмущается непонятным футуристическим спектаклем и выдает злобную фразу, с которой нам, людям 21 века, все же трудно не согласиться: «Нет, это Мейерхольд поспешил родиться. Не спорю. Очень возможно. Пускай — гений. Мне все равно. Но не следует забывать, что гений одинок, а я — масса.

Я — зритель. Театр для меня. Желаю ходить в понятный театр.

Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО. В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность. В 1923 году был создан Театр имени Вс. Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар.

Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру. Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Началась травля Мейерхольда. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формлистических позиций".

В эти трагические дни Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику. Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр. В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафта на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции.

Жизнь замечательных людей. Истории жизни.

Интересные факты из жизни писателей и артистов. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков.

Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина

Справа сидит с газетой В. Мейерхольд И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. Там он прошел школу психологического театра, но не принял ее. Его ждала другая дорога. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и, хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра.

Всеволод Эмильевич, чуть не единственный из труппы, стоявшей у истоков театра, не получил ссуды от Саввы Морозова, не попал в число пайщиков строящегося здания Художественного театра в Камергерском переулке. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Зал Московского художественного театра после перестройки 1900-1903 гг. В 1902 году, проработав в труппе МХТ четыре сезона, Всеволод Мейерхольд покидает театр, исчерпав в нем все вдохновение для себя. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. Хотя сам он публично отрицал, что причина ухода в материальных проблемах. Дальше соперничество учителя и ученика будет постоянным, хотя, возможно, не всегда очевидным.

Яичница с луком С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников большей частью — бывших студийцев МХТ и уехал с ними в Херсон. С Александром Кошеверовым, который вместе с Мейерхольдом покинул МХТ, они решили создать собственный театр в провинции. Сезон театра «Труппа русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда» открылся в Херсоне 22 сентября 1902 года спектаклем «Три сестры» по пьесе Чехова. В труппу вошли И.

Певцов, А. Канин, Н. Костромской, Е. Мунт сестра его жены Ольги , А. Загаров, А. Нелидов, Н. Будкевич и др.

Всеволод Мейерхольд. Но в начале своей режиссерской работы их совместные с Кошеверовым постановки скорее напоминали тиражирование постановок Художественного театра. Но уже здесь проявился творческий почерк Мейерхольда, который, в отличие от Станиславского, больше внимания уделял визуальной, а не психологической стороне действия. Он заставлял актёров работать над телодвижениями, а не изучать характер героев. По его мнению, актерам было необходимо шутовство и клоунада, чтобы охватить самые азы. Его постановки чем-то напоминали театр марионеток. Первое их представление в Херсоне было принято холодно, но дальнейшие гастроли завоевали «Товариществу новой драмы» определенную репутацию.

Для российской публики это было нечто совершенно новое. Немировича-Данченко после их ухода об их новой программе высказал следующее: «Какой-то сумбур, дикая смесь Ницше, Метерлинка и узкого либерализма, переходящего в сумрачный радикализм. Черт знает что! Яичница с луком. Это сумятица человека, который каждый день открывает по несколько истин, одна другую толкающих». Херсон В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года родилась их вторая дочь, Татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли — сначала в Николаев, потом в Севастополь.

С 1903 года Мейерхольд начал поиски новой театральной стилистики через разработку системы символистского театра. Огромную роль здесь сыграл Алексей Ремизов, приглашенный режиссером в театр на должность заведующего репертуаром. Но его функции были гораздо шире, нежели подбор пьес, сам он определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Ремизов стал, по сути, интеллектуальным центром театра. Во втором сезоне долю традиционного репертуара пьесы Островского, Чехова, Немировича-Данченко планировалось сократить за счет новой драматургии. Не все эти пьесы были переведены на русский язык, и Ремизов, с помощью своей жены, С. Ремизовой-Довгелло, переводил тексты.

В Мейерхольд в роли клоуна Ландовского в спектакле "Акробаты" по пьесе Ф. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, поскольку Кошеверов уехал в Киев. Труппа стала называться «Товариществом новой драмы». Менялись города Херсон, Полтава, Пенза, Тифлис , репертуар, актеры, лишь название труппы оставалось прежним. Работа театра осложнялась еще и тем, что публика Херсона не слишком приветствовала символистские эксперименты. По этой причине театр много гастролирует. Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим.

Времени для скрупулезного репетиционного процесса не было. Мейерхольд управлял театром, был режиссером, сыграл за сезон 44 роли. Работал много, спал по 5-6 часов в сутки. В 1902—1905 гг. Мейерхольд поставил около 200 спектаклей, театр скоро стал одним из самых ярких в России. За его работой следила театральная общественность Москвы и Петербурга. Возвращение в Москву В это время вырабатывалось художественное мировоззрение Мейерхольда, которое можно уверенно назвать символистским.

Когда он возвращается в Москву, его художественный метод уже вполне сложился. В мае 1905 года К. Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Создавая Студию, он выносил свои эксперименты из стен Художественного театра.

В своей переписке Мейерхольд писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Участники Театра-студии на Поварской, возглавляемой В. Мейерхольдом второй слева в заднем ряду.

Сценическую деятельность начал в 1898 г. Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии.

В 1898 1902 работал в Московском художественном театре МХТ , затем в провинции. Режиссер новатор, актер, театральный деятель. Создатель знаменитой биомеханики.

Кстати, год смерти у Михаила Афанасьевича и Всеволода Эмильевича один — 1940. Но встречались на пути Мейерхольда люди, которым нравилось его "биомеханическое" искусство. Например, знаменитая актриса Вера Комиссаржевская сделала его главным режиссёром своего Драматического театра. Именно в этом коллективе в 1907 году Всеволод Эмильевич сделал "Балаганчик" по стихам Александра Блока, считающийся началом русского театра условности. Работали с ним и императорские театры — Александринский и Мариинский.

Всеволод Мейерхольд. Впрочем, как и он к ней. Уже в 1918 году Мейерхольд вступил в РКП б. Белая контрразведка арестовывала его как "красного прихвостня", но все закончилось благополучно. А революционная власть дала Мейерхольду возможности, которых у него не было ранее. В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде ввели преподавание биомеханики как теории движений. Мейерхольд поставил один из первых спектаклей в революционном Петрограде — "Мистерию-буфф" Владимира Маяковского — и повторил эту симпатичную новой власти пьесу в Москве. Нарком просвещения Анатолий Луначарский пригласил Всеволода Эмильевича заведовать Театральным отделом Наркомпроса, что он и делал с сентября 1920 по февраль 1921 года.

Еще в 1920 году Мейерхольду доверили свой театр. Конечно, не собственный — собственность отменили в 1917 году — но такой, где он мог реализовать свои представления. На сцене этого театра долгое время в середине 1920-х годов играл настоящий негритянский джаз Сиднея Беше! Театр ГосТиМ. Фото: mypresentation. Режиссер женился на актрисе на двадцать лет моложе него и прожил с нею до самой ее трагической гибели летом 1939 года в собственной квартире от рук неизвестных, вскоре после первого ареста Мейерхольда. Убийство Зинаиды Райх до сих пор официально считается не раскрытым, обвинения по нему советская юстиция вынесла облыжно. В 1926 году театру присвоили государственный статус.

Параллельно Всеволод Эмильевич в 1922—1924 руководил Театром Революции. Уж не эта ли популярность Мейерхольда у советской власти порождала у Булгакова негативные чувства, выражавшиеся в уколах и упреках?.. В 1928 году учреждение чуть не закрыли — Мейерхольд задержался в деловой поездке во Францию, его заподозрили в желании эмигрировать так поступил в это самое время брат великого драматурга Михаил Чехов, и власть не с потолка взяла опасения. Но Мейерхольд вернулся, и проблема вроде бы "рассосалась". Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. Фото: teletype. По воспоминаниям Чехова, Мейерхольд ответил, что коллега прав, и его действительно ждет страшный финал — но он вернется в Советский Союз из честности.

И еще 15 лет, пока режиссера не реабилитировали, ученики боялись упоминать его фамилию даже в переписке: писали просто букву М. Говорят, если бы не этот страх и замалчивание по цензурным соображениям, Мейерхольд был бы таким же общеизвестным брендом, как Станиславский. Биомеханика и другие театральные открытия Мейерхольда Мейерхольд придумал вещи, которые и сегодня не просто используются в театре, но до сих пор, спустя 100 лет, придают постановкам оттенок экспериментальности и нетрадиционности. Мейерхольд приучил зрителя к тому, что условность в театре — это норма, а актеров избавил от необходимости копировать жизнь, создавать ее иллюзию на сцене. Он свел декорации, костюмы и грим к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой. Также он боролся с засильем слова, литературности на сцене и делал ставку на пластическую выразительность тела актера: хорошей актерской игрой он считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик. Николай Соколов. Маяковский и В. Мейерхольд», 1975 год, Государственный музей В. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач. Система Станиславского предполагает, что поставленный в обстоятельства своего персонажа актер переживает на сцене подлинные чувства, а из этих чувств уже рождается образ, мимика, жесты, интонации, которым зритель поверит. Мысль Мейерхольда движется в противоположном направлении. Он считал, что физическое действие первично, а эмоция следует уже за движениями тела, порождается ими. Для Мейерхольда тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции. Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. По мнению Мейерхольда, актер должен был вписывать свои движения в общий ритм спектакля. Режиссер часто сам показывал во время репетиций, как именно нужно двигаться. Есть мнение, что на портрете кисти Бориса Григорьева запечатлен момент, когда Мейерхольд дает наставление актеру. Еще примечательно, что на заднем плане портрета изображен лучник. Свою систему упражнений Мейерхольд сформулирует только через несколько лет после создания картины, но одним из пяти классических «биомеханических» этюдов будет именно этюд со стрельбой из лука остальные четыре — «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом».

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

Дата и место рождения : 9. Пенза, Россия Дата смерти : 2. Сам Мейерхольд утверждает, что его отец « к этому времени имел громадный водочный завод и был очень богат, владея чуть ли ни целым кварталом домов…» Мать Мейерхольда была большой любительницей музыки, и в дом часто приходили известные пианисты, скрипачи, виолончелисты, и все дети в семье учились музыке. Его дед со стороны отца, помещик-лесопромышленник, был родом из Нижней Силезии Гроссглогау и женат на француженке, девице Доротее Рур. Предки со стороны матери были родом из Германии, но лет двести тому назад обосновались в русских остзейских провинциях. Образование - В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Немировича-Данченко и в 1898 году его закончил.

Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела — он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше.

И Зяма полетел в театр, к администратору. От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет… Ожидался съезд важных гостей.

Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле. И тут же проклял все на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты.

На нее засматривались все гости — и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале… Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым. Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией. Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым.

Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд. Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями… И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену — и вошел в нее с безошибочностью гения.

По воспоминаниям Чехова, Мейерхольд ответил, что коллега прав, и его действительно ждет страшный финал — но он вернется в Советский Союз из честности.

В 1934 году спектакль "Дама с камелиями" с Зинаидой Райх в главной роли посмотрел Сталин — и остался недоволен. Критики поспешили обвинить Мейерхольда в эстетстве, а Райх… написала великому вождю письмо, что он ничего не понимает в искусстве. Возможно, и этот опрометчивый шаг режиссеру и актрисе припомнили спустя несколько лет. Тем паче, что, по воспоминаниям современников, Райх писала Сталину не раз, и все в том же обвинительном тоне.

Некоторые биографы Мейерхольда считают, что именно эпистолы Райх послужили причиной резкого охлаждения Сталина к режиссеру. Дальнейшее уже было "делом техники". ГосТиМ закрыли в январе 1938 года. Константин Станиславский взял Мейерхольда режиссёром в свой оперный театр.

Вскоре Константин Сергеевич умер, и Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Он пытался поставить оперы нелюбимого властью Сергея Прокофьева. Тому не помог, а себе, не исключено, и навредил. Фото Мейерхольда из уголовного дела.

Фото: ОК. Всеволода Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года в Ленинграде. Одновременно в его московской квартире сделали варварский обыск. Месяца не прошло, как она замолчала навсегда.

А Мейерхольду предъявили обвинение по одному из самых серьезных пунктов 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР — "контрреволюционная деятельность, шпионаж". В январе 1940 года Всеволод Мейерхольд написал наркому иностранных дел Вячеславу Молотову, что его в тюрьме били и пытали. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. На следующий же день, 2 февраля 1940 года, приговор привели в исполнение.

Долгое время было неизвестно, где похоронен Мейерхольд. В 1974 году, к столетию великого режиссера, Андрей Вознесенский написал стихотворение "Песня о Мейерхольде", начинавшееся словами: "Где Ваша могила — хотя бы холм, — Всеволод Эмильевич Мейерхольд? Оказывается, подлинное решение о казни Мейерхольда было принято не Военной коллегией 1 февраля, а Политбюро 17 января 1940 года. Это был список из 346 имен.

Все эти люди подлежали высшей мере наказания, документ подписал сам Сталин. После расстрела их кремировали, прах ссыпали в общую могилу на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Сразу после этого была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра.

Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года.

В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой « Риголетто ». Мейерхольд высоко ценил дарование композитора С.

Прокофьева , неоднократно пытался поставить оперу « Игрок », балет « Стальной скок », однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой « Семён Котко ». Арест и гибель Фотография НКВД после ареста 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [17]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [18]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [19] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В.

Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [20] Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Вс. Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей ещё в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г.

2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда

1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики. Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован.

Всеволод Мейерхольд — биография

  • Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
  • Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
  • Травля Мейерхольда - Статьи
  • Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь 🚩 Театр

Детские годы

  • Вся жизнь – театр
  • Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд
  • Обратите внимание:
  • Держала его мертвой хваткой
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

После училища Всеволод служил во многих театрах, уезжал в Херсон и возвращался в Москву. Станиславский предложил ему подготовить серию спектаклей для нового Театра-студии, но, как оказалось, режиссеры по-разному понимали её назначение… Спустя год после того, как Станиславский «завернул» поставленные Мейерхольдом спектакли, мэтр объяснил свою позицию в книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В следующем, 1906 году, режиссер попал в Санкт-Петербург и не только прославился, но и утвердил свой метод.

В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений. В Москву Всеволод вернулся знаменитым и в 1920 году открыл Государственный театр имени Вс. Мейерхольда ГосТиМ.

Несмотря на историю семьи и православие самого Всеволода, возле него и в его театре всегда оказывались многочисленные евреи. По случаю, хочется вспомнить одну из историей юношества Зиновия Гердта в изложении Виктора Шендеровича. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко денег не было совсем.

И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила «простынете, молодой человек, только начало марта». Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла.

Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма? Он сказал: «Я вас приглашаю! Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда.

Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела — он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера!

В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г.

В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г. Станиславский умер.

Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А.

И в декабре 1938 г. Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада». Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А.

Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Гамлет» В. Он продолжал работать и в оперном театре в Москве.

Но участь В. Мейерхольда была уже практически решена. Вступительную речь на конференции произнес А.

После основных докладов одним из первых в прениях взял слово Мейерхольд. Его встретили, как отмечено в стенограмме, «бурные аплодисменты». Это было единодушное выражение чувств аудитории.

Не дожидаясь окончания работы конференции, В. Мейерхольд убыл по делам в Ленинград, где был арестован в ночь на 20 июня 1939 г. Кировым квартире на набережной реки Карповки.

Пензы — прошу конвоировать с очередным маршрутом 21 июня 1939 г. Москву, в распоряжение Нач. Воинова, 25.

Для конвоирования указанного особо—опасного преступника назначьте особый конвой под командой опытного мл. Через некоторое время В. Мейерхольд был отправлен в Бутырскую тюрьму.

Во время допросов в тюрьме его подвергали изощренным пыткам, а 2 февраля 1940 г. В ночь с 14 на 15 июля 1939 г. Но он, видимо, об этом так и не узнал.

Через пятнадцать лет после расстрела Мейерхольда М. Гнесин, помогавший ему в 1919 г. Мейерхольда, за 1918 — 1939 гг.

In the article are unknown documents of the Russian State Military Archive used. These documents concern destiny and creative activity of outstanding Soviet director V. Mejerhold for 1918 — 1939.

Meyerhold, the director, theater, Trotsky, military department, Vsevobuch, the honourable Red Army man, prison, arrest, a special escort. Письмо В. Мейерхольда Л.

Троцкому от 15 июня 1922 г. Ответ В. Троцкого от 15 июня 1922 г.

Записка Л. Троцкого М. Аржанову об отпуске театру В.

Всеволод Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Позже он написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.

Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу». Главный режиссер Императорских театров Всеволод Мейерхольд вернулся в Херсон. Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего».

В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Для актеров он проводил «субботы» — встречи с авангардными писателями и художниками. Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль — «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров».

Суфлер по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал. По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти.

Одни зрители бешено аплодировали режиссеру, другие — освистывали его.

Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит.

Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер.

Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки». Действительно же — создателю Красной армии… Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена. Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет?

Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой. Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть. Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец.

Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре. На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости. Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх. Иначе трудно объяснить то, что она сделала.

Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний? Ведь она в одночасье лишилась высокого положения, аплодисментов, поклонников… Как бы то ни было, но Зинаида Николаевна, ни с кем ни посоветовавшись, отослала совершенно безумное письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре? Вряд ли она знала, что подписывает и себе, и мужу смертный приговор… Тюремное фото Ограбление по… 20 июня 1939 года в Ленинграде был арестован Мейерхольд. Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать. Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском.

Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД. Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого». Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли». Ответа, понятно, не получил.

И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака, Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали. А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок. А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика. Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину.

Зинаида Николаевна Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД. Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили. Пришлось посидеть и домработнице Мейерхольдов, Лидии Анисимовне Чарнецкой, и она говорила товаркам по камере: «Так чего ж они хочут от меня, никак в толк не возьму?

Откуда ж знать мне, об чем хозяева разговаривали? Я ж им только кушать на стол подам — и снова на кухню! Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли. В тот же день расстреляли и журналиста Михаила Кольцова. Остается только добавить, что бывшая семья Мастера — Ольга Михайловна и дочери — получила извещение о том, что Мейерхольду дали 10 лет без права переписки. Для него в Бутырке даже брали передачи, и бедные женщины несколько месяцев провели в чудовищных тюремных очередях.

Пока Ольга Михайловна не объявила, проснувшись однажды утром: «Я это предчувствовала — теперь знаю точно: вашего отца нет в живых». А еще через несколько месяцев она и сама тихо угасла — дочери говорили, что от горя… «Расстрелянный театр» Об аресте Мейерхольда рассказал его знакомый И. Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра. Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева. В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня.

Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж. Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом.

Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах».

Подтверждаете это? ОТВЕТ: Да, поданное мною на прошлом допросе заявление подтверждаю… В антисоветскую группу я был вовлечен неким Рафаилом, который руководил Московским отделением народного образования и одновременно Театром Революции, директором которого являлась Ольга Давыдовна Каменева Розенфельд — жена врага народа Каменева и сестра Иудушки Троцкого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий