На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями. Крестный ход в день Макария на Унже поднимается от Макарьева источника к монастырю. 4 сентября — день памяти священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловщине в переломном 1917-м. Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников. В день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, в Свято-Введенском мужском монастыре Божественную литургию совершил.
7 августа — День святого Макария и колокольных звонов
В течение Дня памяти святого Макария каждый православный христианин должен совершить хотя бы одно доброе дело. 1 февраля православные верующие чтят день памяти Преподобного Макария Великого. Смотрите документальный фильм о святителе Макарии Московском из цикла передач «День Ангела». К тому времени Макарий определил свою судьбу, поняв, что посвятит ее служению церкви и Всевышнему. В первый день февраля празднуют народный праздник Макарьев день или Макарий Весноуказчик.
12 января – день памяти святителя Макария
Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. Именно в обители митрополита Пера 7 октября 1928 года монах Макарий (Моржов) был рукоположен епископом Варфоломеем (Ремовым) во иеродиакона, а на следующий день – во. В воскресенье, 4 февраля, отмечается 401 годовщина со дня кончины преподобного Макария Жабынского.
День Макария-Весноуказчика: какие приметы и традиции соблюдают 1 февраля
В воскресенье, 4 февраля, отмечается 401 годовщина со дня кончины преподобного Макария Жабынского. 6 августа, в канун дня памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского, в Казанской епархии состоялся крестный ход по Тропе Макария. Крестный ход в день Макария на Унже поднимается от Макарьева источника к монастырю. Этот день также известен как Макарьев день или день Макария Весноуказчика, так как погода в этот период давала представление о приближении весны.
Почему на Руси верили, что на Макаров день 1 февраля женщина может «отогнать» хвори на весь год
В годы первосвятительства митрополита Макария состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. По традиции в день памяти святителя Макария, томского чудотворца, в Томске с особой торжественностью празднуется это радостное событие. 4 февраля 2023 года, в день 400-летия со дня его блаженной кончины в Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни была совершена праздничная Божественная Литургия. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями.
Почему на Руси верили, что на Макаров день 1 февраля женщина может «отогнать» хвори на весь год
Полдень - время, когда нужно обтереть руки снегом. Руки будут гладкие и нежные. Беременная женщина может до рассвета встать на пригорок, и встретить рассвет, смотря на 1-мартовское весеннее Солнце. Тогда родится здоровый, крепкий малыш. Талая вода и снег, которые можно собрать 1 марта, наши предки считали целебными.
Работать не стоит. Давать и брать в долг не следует. Иначе можно оставаться в долгах. С должником можно в будущем разругаться.
Стирка запрещается. Ухудшится состояние здоровья. Запрещается ругаться, конфликтовать и ссориться. Первый день весны не нужно замышлять недоброе, а также распускать слухи.
Ему сослужил иерей Константин Орлов. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор. Храм, с праздника Рождества Христова был украшен живыми еловыми ветвями. После сугубой ектении отец архимандрит прочитал молитву о восстановлении и укреплении мира. На заупокойной ектении особо молились за приснопамятного архиепископа Феофана Галинского , в связи с годовщиной архиерейской хиротонии.
Утром ходили на праздничную службу в храм, а после молились перед ликом святого Макария. Считалось, что преподобный помогает избавиться от влияния злых духов, избегать соблазнов, обрести духовную чистоту, которая спасает от мракобесия. Кроме того, святой Макарий мог подсказать, как освоить разные науки. Старейшины учили молодежь, что в день святого Макария, выходя из дома, следует произнести «Из дома выхожу барином, а в дом вернусь боярином». Они верили, что этот простой ритуал привлечет богатство в семью. Была и другая поговорка: «Как пахал на Макара, так и весь год придется». Поэтому на этот праздник оставляли работу по хозяйству и ходили друг к другу в гости, устраивая чаепития у самовара. За столом рассказывали страшные истории, связанные с нечистой силой, которая являлась из-подземелья во время Святок и досаждала людям. На Макария наши предки собирались за столом и пили чай с травами. Был рецепт и от суставной боли. Дымом и паром от самовара окуривали одежду и обувь, которые затем надевали на больного. Считалось, что после этого ритуала болезнь отступит. Чтобы узнать, будет ли в семье достаток, полагалось бросить сухие поленья в печь. Если они сгорали быстро — деньги будут приходить регулярно. На этот счет говорили: «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал». Чтобы привлечь деньги в дом, можно было также положить в этот день монетку под пятку. Что запрещалось делать на Макарьев день 1 февраля У каждого народного праздника есть свой свод запретов, Макарьев день не исключение.
Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь, основанная в 1585 году, как и большинство монастырей в первой половине 20 века, была закрыта и подверглась практически полному разрушению. Начиная с 1991 года в обители была возрождена монашеская жизнь и началось постепенное восстановление разрушенных монастырских храмов.
12 января – день памяти святителя Макария
7 августа в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре Лысковской епархии состоялись торжества, посвященные дню памяти основавшего обитель преподобного. Например, ясный день 1 февраля предвещает раннюю весну, теплый макарий день указывает на дождливую первую половину лета. До наших дней из 12 томов сохранилось 9 книг, утрачены тома за декабрь, январь и апрель. 1 марта православные христиане чтят память Святителя Макария. Сегодня день ангела члена Правления "КОЛЫБЕЛИ" иеромонаха Макария (Маркиша), человека уже 18 лет с момента основания организации верой и правдой служащего непростому.
22 июня - день памяти преподобного Макария Писемского
Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. С этих пор святитель Макарий стал первым помощником и соратником Государя. В 1551 г. В 1552 г. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. После казанской победы в Русской церкви была создана новая обширная епархия.
В день памяти небесного покровителя обители Телеканал «Союз» вел оттуда прямую трансляцию праздничного богослужения.
Там Макарий основал пустынь. Владелец земли, боярин Иван Коляга, стал опасаться, что иноки начнут обрабатывать землю. Он даже замыслил убить Макария, но внезапно тяжело заболел. Коляга раскаялся, просил прощения у монаха и сам отдал обители часть угодий.
Собор принял «Судебник», отверг секуляризационные планы правительства, его постановления затрагивали церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление, жизнь высшего и низшего духовенства, монашества, христианскую жизнь мирян. Немало усилий было приложено митрополитом Макарием по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была основана первая типография Печатный двор в Москве. В год его смерти в ней была напечатана первая книга — «Апостол». Но главным делом всей жизни митрополита Макария стало составление и издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским он поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней владыка работал долгие годы. В 1541 году первая редакция знаменитых «Макарьевских Миней», в которую входили как жития святых, так и дидактические, гомилетические и богословские произведения были переданы в библиотеку Софийского собора. В 1552 году был закончен более полный список, который стал вкладом в Успенский собор Московского Кремля. Третью редакцию получил царь Иоанн Грозный. В «Степенную книгу» были собраны биографии представителей светской и духовной власти. В ней старались утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI веке. Во всех важнейших биографиях постоянно говорилось о «чудесно рожденных» князьях, о «чудесном зачатии», о благочестии русских самодержцев. Вообще «Степенная книга» является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четъи-Минеи.
Please wait while your request is being verified...
Именно по этому дню ориентировались, какой будет весна. Так, считалось, что если 1 февраля на улице ясная погода, то весна наступит рано, а если ненастная, то поздно. В ночь на Макарьев день снятся вещие сны, которые необходимо запомнить, чтобы потом разгадать. Что нельзя делать 1 февраля Нельзя заниматься рукоделиями, шить, вязать и так далее.
Это сулит проблемы в работе. Нельзя пить в этот день пустую воду. Следует заменить ее на чай или другие напитки.
Сырая вода — к болезни. Нельзя стирать вещи ребенка, иначе его могут сглазить.
Здесь юноша прошел школу монашеских подвигов: бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, научился писать иконы. Сохранилось свидетельство о его трудах и подвигах в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». В 1523 году «инок Макарей Леонтиев сын» в течение месяца «поставлен бысть в четцы и в подьяконы и во дьяконы и совершен бысть в попы» и возведен в архимандриты общежительного Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Как и Иосиф Волоцкий, Макарий был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком монастыре. Через три года, 4 марта 1526 года, в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Макарий был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, на самую древнюю кафедру Московской митрополии. Ко времени прибытия владыки Макария на новое место служения на Новгородской земле было всего лишь четыре общежитийных монастыря. Большинство новгородских монастырей было «особножитными», в них обычно проживало по несколько монахов. Получив одобрения великого князя и следуя постановлениям Московского Собора 1503 года, новый владыка ввел в монастырях своей епархии общежительный устав, упразднил совместное пребывание монахов и монахинь в одной обители, переселив последних в несколько отдельных монастырей.
В результате этой местной монастырской реформы, в Новгороде и его окрестностях шестнадцать монастырей стали общежитийными, увеличилось число монастырской братии. Новгородское летописание сообщает, что по повелению владыки в епархии началось не только активное строительство храмов, но и возведение зданий светского назначения. С именем архиепископа Макария связаны реставрационные работы в древнем Софийском соборе, была также «поновлена» главная новгородская святыня — чудотворная икона Божией Матери «Знамение», пребывавшая в Знаменском соборе на Ильине улице. Были возведены каменные церкви и в Пскове, кроме того в городе были выстроены новые крепостные стены и отреставрированы старые. Много потрудился владыка и для прославления местных святых. Большую работу вел архиепископ Макарий с языческими обычаями и языческим богослужением на западных землях Водской пятины территории, расположенной между реками Волхов и Луга, получившей свое название по финно-угорскому народу водь, проживавшему на этих землях.
Спустя немного времени после посещения братьев преподобным Макарием, преставился к Господу старший брат, а чрез три дня после его кончины почил и младший. Когда впоследствии приходили к преподобному кто-нибудь из честных отцов, он приводил их в келью тех двух братьев и говорил: — Пойдемте, посмотрим на то место, где подвизались великие рабы Христовы. Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: — Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе.
Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины. Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: — Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывал. Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали: — Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе, в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою — не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей.
Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: — По истине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись. В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельного жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский, другой преподобный — Макарий Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи[12]. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин[13], то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ[14], с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого. Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам.
У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала на встречу им, громко взывая: — Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители. Между тем к преподобному Макарию египетскому отовсюду приходило множество народа: одни — ради душевной пользы, чтобы получить от него наставления, иные — для исцеления от недугов своих, и таковых болящих к нему стекалось великое множество.
Поэтому явилась необходимость в построении гостиницы, где бы могли находить приют странники и больные. Это и устроил преподобный Макарий. Каждый день он имел обычай исцелять одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, имея ту мудрую цель, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время, и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям. Для служения при гостинице, преподобный поставил одного из иноков. Инок этот, смущаемый бесом, предался страсти любостяжания, для удовлетворения которой стал утаивать понемногу из того, что отпускалось на содержание бедных. Преподобный Макарий узнал об этом, и призвав к себе инока, сделал ему наставление, сказав: — Брат Иоанн! Послушайся меня и прими мое наставление, которое да послужит тебе на пользу. Вот тебя искушает дух сребролюбия, — ибо это открыто мне, — и я знаю, что если ты примешь мое наставление и перестанешь поступать греховно, то окончишь дни свои в страхе Божием, и в делах благих успеешь, и на месте сем прославишься, «и язва не приблизится к жилищу твоему» Пс. Если же ты не послушаешь меня и не перестанешь согрешать, то тебя постигнет участь Гиезия, страстью которого ты страдаешь 4 Цар.
Но Иоанн не послушался преподобного и не переставал совершать свое дурное дело. Спустя пятнадцать или двадцать лет после блаженной кончины преподобного Макария, в течение которых названный инок продолжал работать на наложившего на него петлю сребролюбия Иудина, присваивая себе часть содержания, назначенного для убогих, внезапно все тело его было поражено проказой, и он умер, не только погубив греховно собранное им имущество, но и душу свою. Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: — Пойди немного впереди меня. Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: — Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь? Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: — Спасайся, трудолюбец, спасайся.
Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: — Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами? Тогда жрец сказал: — Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: — Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление: — Злое слово, — говорил он, — и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми.
Однажды преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памвы[15]. Здесь старцы просили преподобного: — Скажи, отче, слово для назидания братии. Соглашаясь на их просьбу, Макарий стал так говорить: — Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню, чтобы посмотреть, что там такое. В течение пяти лет я боролся с этой мыслью, думая, что это меня искушают бесы. Но когда, и по истечении пяти лет, меня преследовала та же мысль, то я решился отправиться во внутреннюю пустыню. Придя туда, я нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пустынные звери пришли, чтобы напиться воды. Среди зверей я увидал двух нагих людей, и все тело мое затрепетало, ибо я подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди эти сказали мне: — Не бойся, ибо и мы такие же, как и ты, люди.
Тогда я спросил их: — Откуда вы пришли в эту пустыню? И вот уже тридцать лет, как мы ушли из обители. Один из нас египтянин, другой — ливиянин. Потом и они спросили меня: — В каком положении находится теперь мир? Наполняются ли еще реки своими ручьями? Изобилует ли земля обычными своими плодами? Я отвечал им: «да». Затем, снова спросил их: — Каким образом могу я сделаться иноком? Они отвечали мне: — Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком. На это я сказал: — Немощен я, и потому не могу быть таким, как вы.
И снова я спросил их: — Когда наступает зима, не страдаете ли вы от сильной стужи? Равно также, когда наступает весьма жаркое лето, не опаляются ли ваши тела жарою? Они на это ответили мне: — Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом — от зноя. Однажды преподобного Макария спросили скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Ибо не только тогда, когда он постится, но даже и тогда, когда вкушает пищу — тело его всегда остается худощавым. Преподобный Макарий дал такой ответ вопрошавшим его: — Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, — этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости. Затем братия снова спросили преподобного: — Скажи нам, отче, как надлежит молиться? Преподобный дал им такое наставление: — Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздавать свои руки горе и говорить: Господи! Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи помилуй. Господь знает, что для нас полезно и сотворит нам милость.
В другой раз авва Исаия попросил преподобного: — Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную. Преподобный отвечал ему: — Сиди в своей кельи, и сокрушайся о грехах своих. Ученику же своему Пафнутию[16] преподобный сказал: — Никого не обижай, не клевещи ни на кого, — поступая так, спасешься. Кроме того, преподобный дал еще и такое наставление: — Не ночуй в кельи брата, имеющего дурную славу. Пришел к преподобному и другой инок и спросил его: — Авва, что мне сделать, чтобы спастись? Инок пошел на кладбище и, как сказал ему преподобный, бранил там мертвецов, разбивал камнями гробницы их и, возвратившись, рассказал обо всем преподобному. Преподобный спросил его: — Сказали ли что-либо тебе умершие? Тогда преподобный сказал: — Ступай опять, и теперь хвали их. Инок пошел и начал ублажать мертвецов разными похвалами: — Апостолы, святые и праведники, — говорил он. Затем, снова придя к преподобному, он рассказал ему, что хвалил умерших.
Тогда преподобный дал ему такое наставление: — Видишь, — сказал он, — что ни тогда, когда ты бранил умерших, они ничего тебе не отвечали, и ни тогда, когда ты ублажал их похвалами, они ничего тебе не ответили. Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: — не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасешься. Братия рассказывали еще о преподобном Макарии следующее. Если кто-либо приходил к нему из братий, как к святому и великому человеку, преподобный ничего не говорил с таковым. Если же какой-нибудь инок, нисколько не почитая преподобного, говорил ему: — Авва! И когда кто-либо подобным образом разговаривал с преподобным, он с радостью беседовал с таковым и охотно отвечал на все его вопросы. Однажды старцы, жившие на Нитрийской горе, прислали в скит к преподобному Макарию, с такой просьбой: — Отче! Чтобы не утруждать все множество братий пришествием к тебе, ты сам прежде, нежели отойдешь к Господу, приди к нам. Преподобный исполнил их просьбу и пришел на Нитрийскую гору.
Узнав о его пришествии, собрались к нему все иноки, живущие там, и старцы усердно просили его, чтобы он сказал что-либо в назидание братии. Преподобный, прослезившись, стал так говорить: — Братия! Внимая наставлению преподобного, все проливали слезы и, упав ниц, просили его: — Отче! Однажды преподобный Макарий, в то время, когда он проживал еще в Египте, застал в своей кельи вора, похищающего вещи, находившиеся в ней. Снаружи, около келью, был привязан осел, на которого вор накладывал украденные вещи. Преподобный, увидя это, не дал понять вору, что он домохозяин, но показался как бы чужим. И не только не воспрепятствовал вору, но даже сам стал ему помогать брать вещи и класть их на осла. Потом с миром отпустил его, размышляя в себе: — Мы ничего с собой не принесли в этот мир, — ясно, поэтому, что мы ничего не можем и унести отсюда. Все нам дал Господь, и как Он желает, так все и происходит. Да будет благословен Бог во всем!
О сем же преподобном Макарии отцы рассказывали, что он сделался как бы земным богом, ибо, подобно тому, как Бог, хотя и видит весь мир, но не карает грешников, так и преподобный Макарий покрывал немощи человеческие, какие он видел. И был он видящий, как бы не видящие, и слышащий, как бы не слышащие.
Владыкам сослужило многочисленное духовенство Костромской митрополии. Богослужебные песнопения исполнил малый состав архиерейского хора Костромской митрополии под руководством Н. На сугубой ектении были прочитаны прошения и вознесена молитва о русских воинах и победе Святой Руси. Проповедь перед причащением произнёс иерей Павел Мотовичёв. В конце Литургии по обычаю празднования престольных праздников состоялся крестный ход, во время которого владыки окропили богомольцев святой водой. Затем было совершено молебное славление преподобному Макарию Унженскому перед ракой с его святыми мощами.