Сегодня о посте нередко рассуждают как о диете, пост для многих – средство, которое поможет сбросить вес, духовное значение поста при этом никак не учитывается. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. "Держать пост для похудения — плохая идея. заявил диетолог. 4:2), хотя и не призывая к посту напрямую, Иисус дает указания о самом посте: «Когда вы поститесь» (а не «если», Мф.
«Настоящий пост - пост ума, осознанности и нравственности»
Пост — один из лучших друзей, которых мы можем пригласить в нашу молитвенную жизнь. Однако, несмотря на всю потенциальную силу поста, кажется, что очень немногие желают наслаждаться его пользой и преимуществами. Для поиска Божьего водительства и руководства В Библии описывается пост как возможность более ясно и четко определить для себя волю Божью. Пост не гарантирует нам то, что мы обязательно получим ясное руководство от Бога. Однако, если мы будем правильно его практиковать, он сделает нас более и более восприимчивыми к Тому, Кто любит вести и направлять нас. Для того, чтобы выразить свою печаль и горе Первые три из четырех ссылок на Писание о посте связаны с выражением горя. Как говорится в Книге Судей 20:26, одной из причин, почему израильтяне плакали и постились перед Господом, было не только то, что они искали Его руководства, но через это они также выражали свою скорбь за сорок тысяч братьев, погибших во время битвы.
Когда царь Саул был убит в битве с филистимлянами, мужи Иависа Галаадского шли целую ночь, чтобы отобрать тело царя и его сыновей. В Первой книге Царств 31:13 говорится, что после погребения они, скорбя о погибших, постились семь дней. В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости: Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча Вторая книга Царств 1:11-12 Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее: И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его. Первая книга Царств 20:34 4.
Для поиска освобождения или защиты Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств. Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост.
Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения. Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:...
Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост.
Этот продолжительный пост готовит христианина к самому главному и светлому Празднику — Празднику Великой Пасхи. Петровский пост. Он завершается 12 июля, в день Петра и Павла, а продолжительно его зависит от того, когда в этот год была Пасха. Минимальная длина этого поста может составлять 8 дней, максимальная — 42.
Это не самый строгий пост. В Петровский пост христиане стараются воздерживаться от молока и мяса, а от рыбы — только в среду и пятницу. Успенский Пост — две недели с 14 по 27 августа, до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Строгость поста — по возможности такая же, как и в Великий Пост.
Кроме того, в христианской традиции принято поститься в среду и пятницу: как напоминание о двух трагических днях в жизни нашего Спасителя Иисуса Христа: среде, когда Его предал Иуда, и пятнице — когда Его распяли. Не считая тех случаев, когда на среду и пятницу выпадают большие Церковные Праздники, а также, например, в Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи. Поститься в такие среды и пятницы — грех. Кроме того, Церковь обязует поститься перед Причастием.
Сколько надо поститься перед причастием? Церковь определяет этот срок тремя днями — именно столько нужно поститься перед причастием. Считается, что, по возможности, это должен быть строгий пост. Он касается не только еды не есть мясо, рыбу, молочные продукты , но и остальных сторон жизни человека: уход от развлечений, отказ от супружеской близости.
Цель поста перед причастием такая же, как и у любого поста: сосредоточить внимание человека на внутренней жизни. Но не только в этом. Пост перед причастием — это еще и «обязательный подвиг», которое поможет правильно настроить человека на это Таинство. Причастие — главное Таинство в жизни Христианина: это момент его необъяснимого соединения с Богом, здесь — на Земле.
Это Святой момент и отношение к нему должно быть соответствующим. Причастие — это не доблесть и не достижение, а — Дар Господень и Чудо, которое происходит с нами здесь и сейчас. Три дня поста помогают человеку помнить об этом. Как правило, для глубоко воцерковленных и подвижников — пост перед Причастием был даже не правилом — а нечто само собой очевидным: прийти к Чаше готовым, держа ум во внутреннем, а не во внешнем.
К слову: подготовка к Причастию заключается не только в посте и ограничениях, но и чтении специальных молитв.
Нужно очищать свою душу от всего темного и нечистого, наполняя ее смирением, светлыми побуждениями и стремлением к Божьей благодати и благословению. Ежегодно православные становятся на стезю, дабы очистить душу и тело от скверны. Этот период называется Великим Постом. Надобно не только на словах отказаться от злословия, гнева, осуждения, неподобающих поступков, но и на самом деле не подпускать к себе подобные порывы. Также нужно стараться не огорчать своих близких и помогать им. Читайте также Все праздники в марте 2022 года в России и мире — самый полный календарь на каждый день Первый весенний месяц знаменателен не только прощанием с морозами и грядущей оттепелью. Он буквально переполнен разными торжествами. О том, какие именно праздники в марте будут отмечаться в России,… Смирение в душе и воздержание от физических удовольствий должно быть осознанным шагом, а не нудной обязанностью или пустым следованием традиции. Поэтому не всякий пост, который героически стараются выдерживать многие верующие, таковым является.
Для некоторых это фактически обычная диета, которая к тому же частенько нарушается. Благословение на пост просить не обязательно. Фактически оно уже есть и априори предоставляется церковью прихожанам. Это время покаяния перед Всевышним и близкими, признания своих грехов, получение прощения и обретение душевного покоя. Традиция ппоститься появилась неспроста. Пост — это своеобразная жертва Всевышнему, которую он не примет, если вы в ссоре с близкими или в дисгармонии с самим собой. При желании можете все-таки взять благословение у батюшки, что поможет легче перенести тяготы временных ограничений, особенно, если вы большой любитель поесть. С Божьей помощью душа быстрее очистится и станет благостнее. Если нужно нарушить пост по серьезной причине например, из-за болезни , в Прощеное Воскресенье или раньше нужно взять особое благословение на послабление ограничений. Самые важные правила Поста для мирян Самое главное правило — решение поститься должно быть добровольным и осознанным.
Не допускается никакого принуждения и пустого следования религиозной традиции. Великому Посту предшествует настоящий пир — Масленая неделя. Что касается его окончания, то оно приходится на канун светлого праздника Пасхи. Кроме того, православным в этот период показаны: Искреннее покаяние. Искреннее признание и осознание своих ошибок — первый шаг к их исправлению и преодолению. Постоянные молитвы. Это своего рода разговор души с Богом. Получится у всех, главное — искренность и желание.
Такое случается, когда тело начинает действительно серьёзно голодать и поэтому берётся за "поедание" мыщц. Это происходит во время длительного и регулярного голодания в течение многих дней и недель", — продолжает он. Это уберегает от потери мышечной массы", — указывает врач. Получается, пост полезен для здоровья? Доктор Маруф считает, что да, однако лишь при одном условии. Однако, хотя месяц поститься — это хорошо, постоянно делать этого не стоит", — предостерегает он. Это вредно для здоровья и означает, что организм переключится в режим голодания", — замечает он.
Церковный пост: зачем, когда и как мы постимся
заявил диетолог. Ещё одной причиной, почему нужно держать пост, является то, что христианин призван к тому, чтобы искать более небесного (духовного) а не земного. Этим роликом открываем новый плейлист: Великий Пост.
Великий пост в 2024 году
Аллах видит все, что вы совершаете, и вы в этом абсолютно убеждены. Как же тогда, после всего этого, мы можем взывать в наших молитвах к кому-либо, помимо Аллаха?! Как мы можем полагать, что какой-то камушек, амулет, медальон, дерево и другие неживые предметы могут принести нам пользу или вред?! Как мы можем просить о чем-то умерших праведников, которые не видят и не слышат!? Ведь Всевышний Аллах говорит о мертвых: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение». Коран, 35:14 Ведь мы же убеждены, что оставшись наедине, в темной комнате, мы не можем нарушить пост, ибо Всевышний Аллах узнает об этом? Как же тогда после этого, мы сознательно поклоняемся, молимся, и боимся кого-либо помимо Великого Творца, тем самым равняя и приписывая творениям такие атрибуты и качества Всемогущего Творца, как всеведение и всезнание?!
С другой стороны, обратите внимание, как Всевышний Аллах, вознаграждает вас за пост, который основан на единобожии — за то, что вы поститесь только для Него и осознаете Его величие и всезнание. В достоверном хадисе передается, что Всевышний Аллах говорит: «Все деяния сына Адама — для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него». Бухари Обратите внимание, как Всевышний Аллах выделил пост, среди всех остальных поклонений, и сказал: «Он соблюдает его для Меня и Я буду вознаграждать за него». Потому, что в отличие от других поклонений, как например намаза и хаджа, ваш голод и жажду, при соблюдении поста, не видят окружающие вас люди. Однако, вы понимаете, что вас видит Всевидящий и Всезнающий Аллах, и вам достаточно этого, ибо вы только Ему поклоняетесь, и только Его довольства ищете, соблюдая этот пост. Пост воспитывает в нас любовь к Всевышнему Аллаху Подумайте об истинном смысле поста.
От восхода до захода солнца, люди добровольно отказываются от еды, воды и половой близости. Разве удовлетворение голода, жажды и полового желания это не самые любимые занятия для человека? Задумайтесь, почему вы оставляете добровольно самые любимые для вас занятия? Разве не потому, что Всевышний Аллах более любимый для вас? Ведь человек жертвует тем, что любимо для него только ради более любимого и желаемого. Именно поэтому, в достоверном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня» Муслим. Как же жаль тех людей, которые не осознают истинного смысла поста.
Они постятся, следуя обычаям и традициям своего народа или следуя какой-то моде. Соблюдая пост, они не полностью посвящают это поклонение Всевышнему Аллаху, и тем самым не осознают истинную любовь к Всевышнему Аллаху.
Есть хорошая русская пословица: "сытое брюхо к учению глухо".
Еще давным-давно люди заметили, что обильная пища и гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной концентрации, расслабляют, делают человека невосприимчивым к тонким материям. Плоть начинает властвовать над духом, подавлять его, в людях берет верх животное начало. И тогда для пробуждения духа и обуздания плотских страстей был придуман пост — сознательное ограничение себя в еде, напитках и житейских удовольствиях.
Ряд отцов Церкви небезосновательно говорят даже о божественном происхождении поста, ссылаясь на то, что уже в раю Адам и Ева получили от Бога одну единственную ограничительную заповедь — не вкушать от древа познания добра и зла. А это не ешь есть узаконение поста и воздержания». В Ветхом завете пост был очень строгим, подразумевал полный отказ от пищи и мог длиться от нескольких часов до нескольких дней.
Посты предваряли национально-религиозные праздники и памятные даты, связанные с трагическими событиями в истории Израиля — например, разрушением Иерусалима вавилонянами. Пост мог вводиться и в некоторых особых случаях, для духовной мобилизации народа после наступления или, наоборот, для предотвращения бедствий и несчастий. Так, услышав проповедь пророка Ионы о грядущей гибели Ниневии, ее жители «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» Ион.
Главное — совершать такие поступки с чистыми помыслами, не ожидая ничего взамен. Что будет, если нарушить или не соблюдать Великий пост перед Пасхой Самый главный христианский праздник — Пасха. В этот день даже грешникам посылается Божья благодать. В праздничных и церковных службах рассказывается о человеколюбии Господа, его лишениях и мужестве. По возвращении из церкви люди празднуют воскресение Господне, помня о жертве, которую он принес. Чтобы попасть в Рай, смертным тоже нужно принести жертву — добровольно отказаться от потакания своим низменным желаниям, потребностям и помыслам, что, собственно, и должно происходить во время Поста. Но реальность вносит свои коррективы, и человек может поддаться искушению сойти со стези. Читайте также Полный календарь праздников в апреле 2022 года в России и мире на каждый день Каких только праздничных событий не бывает в году. Так, помимо каких-то личных торжественных поводов есть еще профессиональные, военные и церковные, а также дни всякой всячины, вроде яблочного… Что делать, если нарушил пост случайно По мнению священнослужителей, Бог любит нас и понимает, что мы бываем слабы перед своими страстями и искушениями лукавого. Поэтому случайное нарушение поста не так страшно, как его игнорирование.
Главное — помнить, для чего вы приняли решение поститься. Временные и добровольные лишения — это лишь способ духовного исцеления. Такой мерой верующий исцеляет свою душу, избавляется от низменных пороков и приближается к Богу. В пост принято не только ограничивать себя в еде, но и молиться, ведь истинный его посыл сводится к очищению собственных мыслей и единению с Господом. Поэтому при нарушениях аскезы важно: вовремя остановиться; помолиться о спасении своей души, попросить у Господа сил и смирения; продолжать соблюдать пост, вернувшись на стезю даже спустя какое-то время. Крайне важно замечать свои грехи, ведь только осознав их, можно усмирить свою гордыню, тщеславие и другие пороки. Великий пост — прекрасное время для того, чтобы с Божьей помощью позаботиться о чистоте своей души и благочестии. Истинная вера дает силы справиться со страстями и искушениями. Можно ли поститься не с начала или перестать это делать до окончания поста Соблюдение ограничений — это подготовка к искреннему, глубокому и осознанному проживанию христианских праздников. Именно поэтому Пасхе и Рождеству предшествуют многодневные посты.
Вполне допустимо начинать поститься не с первого дня поста, если по каким-то причинам обратное невозможно. Важно не конкретное количество дней, а настрой и цель верующего. Цель истинно верующего — ощутить в праздничный день внутреннее единение с Всевышним, почувствовать душой ту благодать и энергию всепрощения, которая исцеляет душу и тело. Для такого духовного опыта нужно быть хорошо подготовленным: искренними молитвами; духовными побуждениями; осознанным воздержанием. Что же касается постного рациона, то он вполне может быть вкусным и разнообразным. Главное — исключить продукты животного происхождения, оставив только рыбу по определенным дням. Временные ограничения благотворно воздействуют на душу и тело.
Считается, что пост в эти дни стирает малые грехи всего года См. Следующие посты в течение года считаются предпочтительными мустахабб постами 1. Пост каждый понедельник и четверг Достоинство этого поста: Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа «Имдадуль Фатава» 3. Любые три дня каждого месяца «Шами», т. Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни».
«Пост приятный» — в чём он заключается?
Дело в том, что я старался держать Великий пост, но, к сожалению, не мог отказаться полностью от растительного масла, даже в особо строгие дни, постного майонеза (хоть без животных продуктов, но все-таки майонез), безалкогольного пива. В это время мусульмане с рассвета до заката держат строжайший пост, много молятся и совершают добрые дела. С другой стороны, обратите внимание, как Всевышний Аллах, вознаграждает вас за пост, который основан на единобожии – за то, что вы поститесь только для Него и осознаете Его величие и всезнание. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста – Страстную Седмицу". – рассказали Sputnik священнослужители.
«Настоящий пост - пост ума, осознанности и нравственности»
Пост является одним из пяти столпов ислама. Для кого пост обязателен, кто может не соблюдать пост, нарушает ли пост проглатывание зубной пасты, можно ли использовать ушные капли в Рамадан и что делать, если проспал сухур — все нюансы, связанные с постом, читайте в нашем материале. Для кого пост обязателен? Пост обязателен для каждого мусульманина, достигшего половой зрелости, который не имеет для этого физических противопоказаний и находится в здравом уме. С момента рассвета и до заката времени вечерней молитвы верующий должен воздержаться от еды, питья и интима. Сутра совершается сухур — последний прием пищи перед днем поста, делается намерение-дуа соблюдать пост ради довольства Аллаха, а вечером совершается разговение — ифтар.
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! Коран, Сура 2 «Аль-Бакара» Корова , аят 184 Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха объяснил это в дальнейшем в ряде его высказываний, которые сохранены в книгах хадисов. Об этом сообщает Имам Аль-Бухари и Муслим на авторитет Ибн Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Ислам построен на пяти столпах: свидетельствуя, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха, выполнение молитвы, выплата закята, паломничество в священный Дом хадж , и пост в месяц Рамадан». Мусульманская умма является единодушной, что пост в месяц Рамадан является обязательным для каждого дееспособного человека. Правила поста Кто обязан держать пост Пост в месяц Рамадан является обязательным для каждого мусульманина, мужчины или женщины, который является взрослым то есть достиг половой зрелости и психически здоровым, кто не болен или не находится в пути. Болезнь может быть временной, от которой человек ожидает избавления в ближайшее время. Те, кто болен неизлечимой болезнью и не ожидают улучшения здоровья также могут не поститься, а должны ежедневно выплачивать сумму денег, которая рассчитывается как количество еды на день для постящегося человека. Можно давать не деньги, а питание для нуждающегося человека. Женщинам в период менструации и послеродового кровотечения не разрешается держать пост, но они должны выдержать его позже после Рамадана. Если беременным женщинам и матерям, кормящим детей трудно держать пост, они также могут отложить его на более позднее время, когда они будут находятся в лучшем состоянии. Путешествие, в соответствии с шариатом — это любое перемещение, которое отдаляет вас от вашего города проживания, минимум на 48 миль 80 километров. Путешествие должно быть по уважительной причине. Путешествие в Рамадан, для того, чтобы избежать поста — является грехом. Мусульманин должен попытаться перенести свои планы со времени Рамадана на другое время, для того, чтобы иметь возможность держать пост и не путешествовать, если это не является необходимостью.
И мы должны твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек — обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост — либо ненужное излишество, либо нечто отсталое! За и против 1. Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое — но с гораздо большим размахом — мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех извинения дел греховных — Пс. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают «неоспоримый» аргумент: к чему поститься, если главное — чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о «чистом сердце» — и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста — с жадностью набрасываются на скоромные яства. Ясно, что большинство высказывающих этот «аргумент» против поста — люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящиеся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это «чистое сердце», никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается примитивное нечестие. Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным — по меньшей мере — пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту см. В точности эти слова звучат так: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он берет «неумытыми руками», то есть, не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев Мф. Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела см. Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрял, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них — подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства. А вот вопрос для опирающихся на этот «аргумент»: не придавая значения «входящему в уста» — и не заботясь о посте — следят ли они за «исходящим»? Внимательно ли они относятся к своему языку и к своим словам? Или, подчинившись обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка? Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан — и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил — по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным. Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается? Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительности они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви. Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные — как мы уже говорили — ни в самой малейшей мере не означает гнушения какой-либо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую. И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры. Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные — их пищевая ценность. Постная пища должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами. И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело — съесть немного икры, а другое дело — рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготовленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день. Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста. Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда? Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката. И несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты. И конечно, и сегодня их продолжает соблюдать немалое количество людей. Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста. В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сторону вопроса. Здесь могут быть два случая: а действительная болезнь и б воображаемая болезнь или временное недомогание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила. Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся. Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какую-то пищу например, молоко , которая нарушает постный устав, но является для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только «пищевого» поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни. А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать «болезнебоязнью». Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода «лекарствопоклонничеством». В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия. При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас! И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения! Что можно прописать таким людям — так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию. И, конечно, вопрос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они. Кроме того, не следует обходить вниманием — особенно сегодня — и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост — замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием. Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей Православной Церковью , по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье. Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют образ поста Православной Церкви. И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокачественных опухолей. Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого , называющего пост «подателем здоровья» и «драгоценным для плоти». Двоякий характер поста: «воздержание от пищи» и «устранение от злых дел» 1. Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер. Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост. Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков. Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов. Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды. Однако с течением времени пост стал означать также воздержание от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов. Главная составляющая христианского поста, если говорить о «воздержании от яств», состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от «закаляемого» скота. Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет «умерщвлением» и «распятием» плотского мудрования, страстей и похотей см. По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христианский пост — не «убийство тела», а «убийство страстей». Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви — умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям. По словам святого Кирилла Иерусалимского , «станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями». Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост. Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в «удалении от зол», и он-то по преимуществу является «истинным постом», приятным Господу. Василий Великий учит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел». И этот образ поста, заключающийся в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста , «удаляться от всякого зла», гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи. Тот же Отец в другом своем слове усиленно подчеркивает, что ценность поста заключается не в его «телесной» составляющей, но в воздержании от греха: «Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тот-то и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств». Это значение, которое наши Отцы придают духовному посту, не означает того, что они принижают пост телесный; во-первых, этим Отцы выстраивают правильное соподчинение двух сторон истинного поста, а, во-вторых, пытаются оградить верующих от опасности превратить пост, ограниченный лишь воздержанием от пищи, в бесполезное соблюдение внешних форм и правил. То же учение — но уже в поэтической форме — развивают и церковные песнопения, в особенности Великой Четыредесятницы — главного периода воздержания и духовного поста на протяжении церковного года: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия, безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость». Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа Бога великую милость. Другая стихира говорит нам об опасности деградации телесного поста, не сопровождаемого постом духовным: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, ни-колиже ядущим. Да не убо, согрешающи, пост непотребен сотворити; но непоколебима к стремлением безместным пребывай... Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями... Духовный пост, как мы уже заметили выше, заключается не только в отказе от чего-то, в «удалении от зол», но и в старании верующего отозваться на волю Господню и соблюсти Его животворные заповеди. Христианин отказывается от наслаждения материальной пищей и наслаждается духовными добродетелями. Он воздерживается от различной пищи, но питается словом Божиим и Его спасительными заповедями. Таким образом, — постясь и совершая дела человеколюбия, — постились и первые христиане согласно Апологии Аристида, древнему христианскому памятнику, относящемуся к началу II века: «А если среди них [христиан] есть кто нуждающийся или бедный, а у них нет возможности содержать его, они постятся два или три дня, чтобы подать нуждающимся необходимую пищу». Но и в Постной Триоди, ярко и подробно раскрывающей богословие поста, встречаются чудесные выражения, разъясняющие эту сторону духовного поста: «Сытость греха, душе моя, возненавиждь всегубительную, насладися сытостию поста прилежно, спасительныя заповеди снедь сотвори, наслаждение исходатайствующия вечных благ верою». Возненавидь, душа моя, всепагубное насыщение греха; старательно наслаждайся насыщением поста, сделай пищей спасительные заповеди, которые через веру ходатайствуют наслаждение вечными благами. Подвизающиеся христиане «питаются Божественною благодатию» и с помощью «краснейшего» поста, «матери добродетелей», укрепляются к делам богоугодной жизни и взращивают спелый колос добродетелей. Пост в нашей христианской жизни сегодня и завтра 1. Конечно, никто не может привести серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии.
Это касается и еды, и развлечений. Но пост не сводим к запретам и ограничениям. Они - не смысл поста. Главное - уменьшить, умалить собственное "я", и на его место во внутренней системе ценностей поставить другого человека, того, кого мы называем "ближним". Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Так мы по-настоящему исполним завет Христа и получим радость от Великого поста. Другие программы.
Великий пост в Православии — что будет если не держать или нарушить до окончания
Обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек — с первой менструации и для мальчиков — с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте — по невежеству. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста – Страстную Седмицу". – рассказали Sputnik священнослужители. В последние годы в Калмыкии набирает популярность тенденция держать пост во время священного месяца. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. Согласно Шариату, слово Саум означает воздерживаться от всех тех вещей, которые запрещены во время поста от рассвета до заката, и делать это с намерением держать пост.
«Настоящий пост - пост ума, осознанности и нравственности»
Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Есть определённые условия того, как правильно держать обязательный пост месяца Рамадан, чтобы он был принят Богом. – Заповедь о посте дал Бог, поэтому постятся все верующие и желающие спасти свою душу. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью.