Ночь перед Рождеством. На сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было написано множество музыкальных произведений. В этом смысле гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» являет собой уникальный случай: на ее сюжет оперы написали ский («Кузнец Вакула», или — во второй редакции — «Черевички») и й-Корсаков. опера "Ночь перед Рождеством".
Газета «Суть времени»
- Опера Ночь перед Рождеством 2024 в Мариинском театре, Санкт-Петербург
- Оперу Ночь перед Рождеством перенесли на историческую сцену Мариинки
- Премьера! "Черевички или Ночь перед Рождеством!"
- «Глоток свежего воздуха»: петербуржцам покажут оперу «Ночь перед Рождеством»
К 125-летию первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»
24 декабря состоялась премьера музыкальной сказки по фантастической опере ского «Черевички» в Новом здании театра. Напомним, сценическая история оперы «Ночь перед Рождеством» на либретто композитора Римского-Корсакова началась в 1895 году именно с Императорского Мариинского театра, с которым он активно сотрудничал. «Ночь перед Рождеством» – ГАСК п/у Валерия Полянского в ММДМ, 11 марта 2014.
АРТ-Мари - Опера «Ночь перед Рождеством»
Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Достанет — выйдет за него замуж, а нет — пусть уходит. Солоха с Чертом обогреваются у печи: холодно было в небе в морозный вечер. Пляшут, обнимаются. Пляс прерывается громким стуком в дверь.
В избе валяются мешки с углями. В такой мешок, вытряхнув из него уголь, Солоха еле успевает спрятать Черта, как входит Голова, один из ее многочисленных поклонников. Только выпил он чарку водки — и опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания были недолгими: опять стучатся.
Солоха прячет Дьяка в последний свободный мешок. Приходит Чуб. Ласково встречает Солоха желанного гостя. Однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк, а сама уходит.
Вакула хочет вынести из хаты мешки, но они показались ему очень тяжелыми. А ведь совсем недавно он гнул пятаки, ломал подковы: видно, тоска вконец иссушила молодца. Упрямый кузнец не желает поддаться кручине, взваливает все три мешка на спину и выносит их из хаты. Вакула с мешками направляется к своей кузнице и здесь сбрасывает их. В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами.
Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу. Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой.
Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками. Что же делать дальше Вакуле?
С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк.
В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт.
Полонским для А. Серова, и известно, что Серов хотел написать оперу на него, но не успел — смерть помешала ему это сделать.
В этом конкурсе и принял участие П. Раз был конкурс — значит, были и другие варианты трактовки этого сюжета. И действительно, известно, по крайней мере, что свою оперу на этот сюжет представил также Н.
Соловьев, впоследствии профессор Петербургской консерватории. По воспоминаниям Римского-Корсакова, были представлены оперы и других композиторов. Таким образом, набирается с полдюжины авторов, создавших или желавших создать оперу на этот сюжет.
В комиссию, которую возглавлял великий князь Константин Николаевич, входили Н. Рубинштейн, Э. Направник, М.
Азанчевский и Н. Первую премию получил Чайковский, а вторую — Соловьев. Тогда же этот сюжет заинтересовал и Римского-Корсакова.
Но осуществление этого намерения оказалось отложенным им на двадцать лет. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда.
К весне 1894 года Чайковский умер 25 ноября 6 декабря 1893 года. Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады». Премьера оперы сопровождалась сумятицей, которая обычно происходила, когда в опере в качестве персонажа выводилась царственная особа из династии Романовых.
Так, два великих князя — Владимир Александрович и Михаил Николаевич, — посетившие генеральную репетицию, признали в царице императрицу Екатерину II как это у Гоголя; Римский-Корсаков, однако, не идентифицировал царицу таким образом и потребовали отмены спектакля как известно, в то время существовал еще запрет на выведение на оперной не драматической сцене представителей рода Романовых. Композитору пришлось пойти на некоторые изменения царица была заменена Светлейшим, что привело к некоторым несуразностям , и премьера в конце концов состоялась на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков, мастер поэтической симфонической музыкальной картины, дает здесь зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой.
Начальные, долго тянущиеся аккорды этого вступления еще не раз будут звучать по ходу оперы. Занавес подымается. Сцена представляет собой сельскую улицу.
На переднем плане хата казака Чуба. Поздний морозный вечер накануне Рождества. Ярко сияют месяц и звезды.
Из трубы одной из хат валит дым; и вместе с дымом и Искрами вылетает на помеле Солоха в образе ведьмы. Она садится на крыше и запевает старинную колядку «Уродилась Коляда... Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки.
Кто знает? Не нам, простым людям, об этом толковать». Так говорит Гоголь устами пасечника Рудого Панько, рассказывающего «Вечера на хуторе близ Диканьки», в примечании к рассказу «Ночь перед Рождеством».
Если древняя письменность довела до нас имена Сварога, Стрибога, Перуна и других славянских идолов, то русские обрядовые песни сохранили нам имена Лады, Купалы, Ярилы, Овсеня и Коляды... Обрядовые песни представляют эти личности как богов солнечных. Обрядовые песни с именами Коляды в Великороссии и Малороссии и Овсеня в Великороссии поются на святках, начиная с рождественского сочельника».
На крыше другой хаты появляется черт, он вторит Солохе: «Накануне Рождества. Здорово, вдовушка! Он очень зол на Вакулу, сына Солохи, который в церкви так размалевал его фигуру, что смеялись даже черти в аду.
Черт решает, пока не кончилось его время и власть а они у него лишь до Рождества , украсть месяц луну : тогда настанет темень, Чуб, которого дьяк звал на кутью, останется сидеть на печке, а Вакула, который ждет его ухода, чтобы явиться к его дочке, красавице Оксане, не сможет этого сделать. Звучит дуэттино Солохи и черта «Украдешь ты месяц с неба» , и в конце концов оба они улетают и скрываются в синеве ночи. К хате Чуба пробирается Панас.
В это время к месяцу приближается причудливое черное облако, похожее на черта с ведьмой. Месяц как будто покачивается в облаках, потом скрывается совершенно. Звезды меркнут.
Становится темно. Завывает ветер. Поднимается метель.
С трудом Панас он навеселе добирается до хаты Чуба. Чуб выходит на крыльцо, он приветствует кума Панаса. Оба они удивлены, что нет месяца.
Они думают, как быть? Остаться ли дома или все же пойти к дьяку? Решают идти.
Они предвкушают, как попируют у дьяка. Они отправляются, и скоро их голоса доносятся издалека. Но вот, кажется, они заблудились.
Слышно, как они ищут дорогу. Вакуле не спится. Он приходит к хате Чуба и останавливается у дверей.
В хате Оксана, которую он любит; Вакула намерен узнать всю правду: что на сердце у дивчины, кого она любит. Тем временем вьюга усилилась. Проплутав и не найдя хаты дьяка, Чуб хочет возвратиться домой.
У дома его встречает Вакула. Чуб, уверенный, что Вакула не может забрести к нему домой, делает вывод, что он сам пришел не туда. И Вакула грубо его выпроваживает.
Чуб направляется к Солохе. Вновь показываются месяц и звезды. Становится светло, как в начале картины.
Картина 2. Внутренний вид хаты Чуба. Оксане не спится.
Она одна перед зеркалом и любуется собой. На пороге показывается кузнец Вакула. Оксана его не замечает; он восхищенно смотрит на нее.
Вакула хочет обнять ее, но она отталкивает его. Он огорчен, что Оксана его не любит. Она же прямо задает ему вопрос: «Что твоя мать Солоха, ведьма?
Что до нее мне? Но Оксане не до него; она ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. Почему же их нет?
Но вот за сценой слышится песня-колядка дивчат. Эта протяжная песня «На лугу красна калина стоит» — центральный эпизод картины. Оксана замечает на одной из девушек новые черевички сапожки.
Она жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки обступают Вакулу и смеются над ним.
Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а нет — пусть уходит. Эта картина содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Она начинается небольшим оркестровым вступлением.
Когда занавес подымается, открывается внутренний вид хаты Солохи. В одном углу большие мешки с углем. Солоха одна около печи.
Она мгновенно превращается из ведьмы в обычную женщину, ставит в угол метлу и оправляет платье. Из печи выскакивает черт. Они греются у печи: холодно было там, под небесами в морозный вечер.
Действие первое В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю начинает творить колядку. Но тут появляется ее приятель — Черт. Он страшно зол на ее сына Вакулу за то, что тот «намедни на смех намалевал в притворе, будто Черта поленьями и прутьями гоняют». Решив насолить ему, Черт подговаривает Солоху украсть месяц и поднять метель.
Есть ощущение, что не хватает глаз, сердец в зале. Но мы все равно безумно благодарны людям, которые приходят, открывают свои души, переживают вместе с нами», — отметила Петрова. Музыка потрясающая, мы с большой любовью готовим выступление.
Сказ об украденном спектакле Мариинского театра
Однако «Ночь перед Рождеством» не удержалась в репертуаре. Последующие спектакли с заменой некоторых артистов оказались неровными. Публика принимала оперу хорошо, но в рецензиях — даже самых доброжелательных — она сравнивалась не в её пользу с другими произведениями Николая Римского-Корсакова. Сам композитор так объяснял причины неуспеха оперы: «Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки». Тем не менее в дальнейшем судьба оперы складывалась довольно удачно. В 1898 году она была поставлена в Москве в Большом театре.
Организаторы отмечают, что сегодня как никогда нужно добавить в нашу жизнь радость, надежду и красоту. И зимняя сказка Римского-Корсакова, наполненная верой в волшебство и ожиданием чуда, когда невозможное становится возможным, каждый раз словно аккумулирует энергию и радость, создавая мощный стимул и толчок на целый год.
Мнения Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости Если вы хотите сообщить о проблеме в статье например, фактическая ошибка и т. Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения , однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев.
Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом. Несколько советов по оформлению реплик: Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
Далее пишите свой текст.
И мне хотелось эту невероятную оперу показать именно 7 января именно в Тихвине. Но судьба распорядилась так, что мы должны были либо совсем отказаться от этой идеи, либо срочно перегруппировать, максимально расширить масштабы этой работы, срочно вводить наших известных, уже знаменитых певцов, чтобы придать этому событию большой масштаб. Буквально перед Новым годом мы включили в состав певцов, которые даже не помышляли, что будут петь. Была проделана совершенно невероятная работа, которая не прекращалась ни 31 декабря, ни 1 января, работали буквально днем и ночью все новогодние дни.
Мы планировали дать премьеру в Тихвине, на родине Римского-Корсакова, но Тихвин попал в "красную зону" Очень значительную работу провела вся постановочная бригада, все обменивались мнениями, искали наилучшие варианты, оптимальные для того, чтобы постановку можно было показать и в небольшом Дворце культуры в Тихвине, и в масштабах исторической сцены Мариинского театра. Я очень доволен работой певцов, оркестра и хора, думаю, что мы с постановочной бригадой в ближайшие несколько дней еще продолжим поиск некоторых деталей, исходя из пожеланий самого Римского-Корсакова. Илья Живой, хореограф, режиссер: - Работа была большая, сложная, но мы это сделали.
Мариинский театр покажет в новой версии оперу "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова
В этом смысле гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» являет собой уникальный случай: на ее сюжет оперы написали П. Чайковский «Кузнец Вакула», или — во второй редакции — «Черевички» и Н. Чайковсий — раньше, Римский-Корсаков — позже. Но и это не все. Первоначально либретто оперы было написано в стихах Я. Полонским для А. Серова, и известно, что Серов хотел написать оперу на него, но не успел — смерть помешала ему это сделать. В этом конкурсе и принял участие П. Раз был конкурс — значит, были и другие варианты трактовки этого сюжета. И действительно, известно, по крайней мере, что свою оперу на этот сюжет представил также Н. Соловьев, впоследствии профессор Петербургской консерватории.
По воспоминаниям Римского-Корсакова, были представлены оперы и других композиторов. Таким образом, набирается с полдюжины авторов, создавших или желавших создать оперу на этот сюжет.
В ней, как и в первоисточнике, полно комических и фантастических мотивов. В одном из спектаклей в роли Панаса выступил молодой Федор Шаляпин, который в тот момент был только что принят в театральную труппу.
Николай Римский-Корсаков сам принимал участие в написании либретто, особенно строго следя, чтобы оно не расходилось с гоголевской повестью, так что зрителей ждет полный набор несуразиц и забавных ситуаций, описанных в книге Николая Васильевича. Костюмы решены таким образом, что переодеть их можно прямо на сцене, на глазах у изумленной публики. Вообще, интерактивности постановке не занимать, здесь все рассчитано на то, чтобы зритель был не только сторонним наблюдателем, но и активным участником происходящего действа.
После первого акта публика шумно вызывала автора. Однако «Ночь перед Рождеством» не удержалась в репертуаре. Последующие спектакли с заменой некоторых артистов оказались неровными. Публика принимала оперу хорошо, но в рецензиях — даже самых доброжелательных — она сравнивалась не в её пользу с другими произведениями Николая Римского-Корсакова. Сам композитор так объяснял причины неуспеха оперы: «Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки». Тем не менее в дальнейшем судьба оперы складывалась довольно удачно.
Опера «Ночь перед Рождеством» в Мариинском театре
РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Ночь перед Рождеством» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. «Ночь перед Рождеством» – ГАСК п/у Валерия Полянского в ММДМ, 11 марта 2014. состоялась премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Сказ об украденном спектакле Мариинского театра
В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю запевает колядку. Неделю назад в кинотеатре Октябрь состоялась премьера фильма-оперы го-Корсакова Ночь перед Рождеством в исполнении артистов Музыкального детского театра им. На сегодняшний день опера «Ночь перед Рождеством» все еще ставится в Мариинском театре и пользуется большим успехом у зрителей.