Добро пожаловать в мобильное приложение «Независимый общественный мониторинг»!
Представители Штаба общественного наблюдения за выборами обсудили тезисы доклада Ассоциации «НОМ»
Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила доклад об итогах единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. общественного контроля за выборами, созданная в России, не имеет аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению, отмечается в докладе Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ). Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» разработала формулу оценки легитимности избирательных кампаний — «прямую НОМ». Я считаю, что общественное наблюдение — это то звено, которого придало нашей избирательной системе структурную завершённость. Об этом сообщает РАПСИ со ссылкой на члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председателя ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Александр Брод. Доклад достаточно объемный, он охватил практически все аспекты подготовки к выборам Президента, - отметил заместитель директора Иркутского института ВГУЮ, региональный эксперт ассоциации "Независимый общественный мониторинг".
НОМ представил доклад об институционализации общественного контроля на выборах
Дать правовую оценку Центризбиркома РФ нарушениям, зафиксированным общественными штабами наблюдения за выборами, попросила исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Алена Булгакова 19 сентября в ходе. Доклад был подготовлен Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» и представлен руководителем Вологодского регионального отделения Ассоциации Егором Левчуком. В Общественной палате Хакасии обсудили тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения». Ситуационный центр ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) открылся сегодня на базе Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА). Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила ряд предложений по расширению возможностей общественных наблюдателей на выборах. Таким образом, участники обсуждения поддержали положения и выводы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 года.
Международные эксперты посетили экспертный центр НОМ и МРГ СПЧ
Председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьёв отметил, что еще несколько лет назад на базе Общественной палаты России Союзом журналистов РФ было подписано соглашение о подготовке корпуса наблюдателей из числа сотрудников СМИ. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель НОМ Александр Брод со своей стороны сообщил о том, что всем фактам нарушения прав журналистов на выборах НОМ уделяет серьезное внимание. Он также обратил внимание на значимость такой задачи как проверка фейковой информации. Декан факультета журналистики Кубанского государственного университета, доктор исторических наук, доктор социологических наук Валерий Касьянов, отметил, что благодаря совместной работе Общественной палаты РФ, Ассоциации НОМ и общественной палаты Краснодарского края в регионе уже на прошлых губернаторских выборах было более 15 тысяч общественных наблюдателей. Благодаря этому удалось наладить работу по верификации поступающей информации и предупреждению возможных нарушений.
Председатель Союза журналистов Краснодарского края, редактор газеты «Голос правды» Диана Горбань рассказала, что эффективная коммуникация общественников и журналистов в регионе выстраивается на базе общественного экспертного совета при избирательной комиссии региона. Председатель Общественной палаты Тамбовской области, доктор политических наук, ведущий авторской телепрограммы «Дело было в Пенькове» Владимир Пеньков отметил, что выборы в регионе освещают 15 телерадиокомпаний, 30 газет и 25 муниципальных изданий.
Вместе с тем, по словам эксперта, потенциал максимально объективного информирования о проходящих выборах будет наращиваться и благодаря работе с молодёжью. По мнению кандидата политических наук, доцента кафедры политологии и политического управления РАНХиГС Михаила Мельникова, борьба с недостоверной информацией в сети будет успешной, если эксперты и организаторы выборов будут стремиться владеть актуальной информацией, реагировать на неё оперативно и вовлекать в это гражданских активистов. Она выразила убежденность в необходимости более качественной подготовки журналистов к такой деятельности.
Эксперты обсудили вопросы взаимодействия со СМИ на выборах и проблему противодействия фейковой информации. Были также затронуты вопросы информационного обеспечения работы наблюдателей, взаимодействия общественных штабов и наблюдателей с представителями СМИ и блогерами, сообщает СЖР.
По ее словам, ассоциации уже удалось наработать опыт взаимодействия общественности со средствами массовой информации на выборах, что особенно важно, поскольку уже в ближайшей перспективе российскому обществу предстоит столкнуться с новыми вызовами, связанными, прежде всего, с массовым распространением фейков в период избирательных кампаний. Я надеюсь, что с блогосферой и представителями СМИ мы сможем совершенствовать технический инструментарий для работы наблюдателей и экспертов в период выборов», — подчеркнула она. Председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьёв отметил, что еще несколько лет назад на базе Общественной палаты России Союзом журналистов РФ было подписано соглашение о подготовке корпуса наблюдателей из числа сотрудников СМИ.
Были созданы все условия для реализации избирательных прав граждан и контроля за их соблюдением, - считает Марина Ускова, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», адвокат, кандидат юридических наук. На территории Волгоградской области голосование прошло спокойно, нарушений, влияющих на ход голосования, в регионе не зафиксировано. Безопасные условия для голосования в регионе созданы, полноценное общественное наблюдение было на каждом участке. Ни одной обоснованной жалобы на действия бездействие избирательных комиссий не было.
Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми. Автор: Наталия Гладкая Телефон редакции: 8-909-389-03-00 Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!
«Независимый общественный мониторинг» подвел итоги ЕДГ
Напомним, голосование на думских и иных выборах проходит в этом году с 17 по 19 сентября. Нижняя палата парламента избирается на пять лет по смешанной избирательной системе: 225 депутатов — по партийным спискам, ещё 225 — по одномандатным округам в один тур. За голосованием на выборах в России можно следить по онлайн-трансляции Лайфа.
Многие нормы в них подверглись изменению и дополнению с целью оптимизации и приведения в соответствие с реальностью действующих властных демократических институтов. В Докладе учтено, что агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, лиц и организаций, явно действующих в их интересах. В этих условиях ранее содержавшийся запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает возможность их участия в выборах в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей. При этом основные избирательные права — право избирать и быть избранными — для граждан Российской Федерации, являющихся иностранными агентами или лицами, аффилированными с иностранными агентами, не ограничиваются. В Докладе приводятся основные новеллы в законодательство о выборах Президента Российской Федерации.
Они, как указывается, позволяют использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования ДЭГ , положительно зарекомендовавшую себя в ходе проведения выборов различного уровня. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей. Одновременно выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений — подобная норма была признана анахронизмом и в избирательной практике с 2017 года успешно заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы «Мобильный избиратель». Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО. Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан. В докладе разъясняется нецелесообразность использования ДЭГ за пределами РФ: в условиях развязанной Западом гибридной войны и попыток дестабилизации выборного процесса, возникающие многочисленные информационно-технологические риски существенно перевешивают плюсы такого решения.
Тем более, необходимость данного решения вызывается тем фактом, что в отдельных зарубежных странах отказались от использования ДЭГ по причинам безопасности собственной политической системы и соблюдения принципа тайности при голосовании, признавая уязвимость такой системы голосования. Особое внимание Доклад уделяет утвержденным правовым документам и принятым соответствующим решениям об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, принадлежащим организациям, признанным экстремистскими, последовательно нарушающих законодательство, распространяя недостоверную информацию. Отдельно в Докладе упомянут ряд изменений, внесенных в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с общими принципами избирательного законодательства в части прав и полномочий участников избирательного процесса, направленных на обеспечение общественного порядка в помещениях для голосования и соблюдение принципа тайны голосования при сохранении необходимого инструментария общественного контроля. Изменения, внесенные в законодательство о выборах Президента Российской Федерации, обоснованы общим развитием избирательного законодательства России. В них присутствуют ранее не применявшиеся нормы, предназначенные специально для данных выборов. Свое правовое закрепление получили уже зарекомендовавшие себя в ходе проведения выборов различного уровня формы волеизъявления граждан, практики обеспечения прозрачности избирательных процедур. Действия законодателей укрепляют единое правовое пространство в сфере организации и проведения выборов.
Артур Аллагулов, заведующий кафедрой педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор: - В докладе охарактеризована правовая база подготовки и проведения выборов, определена готовность избирательной системы и системы общественного контроля, анализируется применение электоральных технологий, выявлены риски и угрозы внешнего вмешательства в российские выборы. Оценивая итоги доклада, отметим, что в настоящее время в Российской Федерации полностью сформирована система избирательных комиссий.
И его существование говорит как раз о том, что российское гражданское общество состоялось.
Важно отметить, что многое делается для того, чтобы российская система была открытой и способной реагировать на внешние вызовы и постоянные изменения. В частности, это отражается в том, что появляются новые формы волеизъявления, такие как электронное голосование и для него необходимо новые формы наблюдения, технические средства», — сказал Игорь Федулов. Эксперт также отметил необходимость интеграции новых регионов в избирательный процесс, который выстроен в России.
В докладе отражены угрозы, с которым может столкнуться Россия в ходе избирательных процессов ближайших двух лет. Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой. Среди них — создание общественны групп для работы на местах, которые своевременно отражали бы фейковые сообщения и опровергали их.
Также эксперты отметили, что необходимо ввести принцип открытости работы общественного контроля. Начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центризбиркомом. Также поступали предложения о развитии общественной экспертизы, проверок и так далее.
То есть многогранный контроль. В итоге, с одной стороны в Общественный контроль вовлекаются все более широкие слои населения, с другой — идет работа с избирателями», — отметил Станислав Розенко.
В свою очередь, дистанционное электронное голосование ДЭГ было обеспечено необходимым общественным контролем, а кибератаки не привели к снижению устойчивости данной системы. На атаках, особенно внешних, в докладе НОМ сделан особый акцент в том смысле, что попытки дискредитации избирательного процесса к успеху не привели. Конечно, высоко был оценен и сам институт общественных наблюдателей. Активная деятельность общественных штабов ОШ повышала интерес к избирательной кампании», — пояснил Брод. И она напомнила, что в 49 регионах было проведено 1309 обучающих семинаров для наблюдателей, которых было подготовлено 103 тыс. В итоге на ЕДГ действовало всего 182 тыс. Избирательная система развивается динамично и занимает лидерские позиции», — подытожил презентацию доклада НОМ замдиректора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. И он тоже обратил внимание на беспрецедентно высокий уровень информационных атак и не менее высокий уровень противодействия им. Таким образом, данный доклад выглядит еще одним подтверждением тому, что фактический старт президентской кампании уже дан.
Может быть, это и не самое важное косвенное подтверждение тому, что власти начали гонку за три месяца до официальной даты, но значительное.
В Югре представили доклад НОМ о деятельности института общественного наблюдения
Общественного мониторинга. Независимый общественный мониторинг. Учредители ассоциации ном. Независимый общественный мониторинг (НОМ). Завтра ЦИК может утвердить, приняв за основу, трехуровневую систему наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), выяснил портал НОМ. Доклад подготовили эксперты ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ), а его обсуждение на площадке ОП РФ инициировала Комиссия по общественному контролю и работе с обращениями граждан.
Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам
Кроме того, эксперты предложили проработать правовой алгоритм решения проблемы неудавшегося по техническим или другим причинам голосования по ДЭГ. О том, что выборы и сама кампания прошли на фоне беспрецедентного внешнего вмешательства, заявил руководитель проектов Экспертного института социальных исследований, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. При этом он напомнил, что были массовые попытки запугивания, угрозы, телефонный терроризм, провокации на участках, кибератаки. Российские граждане продемонстрировали высочайший уровень зрелости и готовности противостоять различного рода провокациям», — заявил Шаповалов. Как сообщало ИА Регнум, 21 марта Центральная избирательная комиссия России утвердила итоги прошедших президентских выборов и сообщила, что Владимира Путина в пятый раз избрали главой государства.
Компания работает 4 года 9 месяцев, с 17 июля 2019 по настоящее время. Основной вид деятельности "Ассоциация НОМ" - Деятельность профессиональных членских организаций и 2 дополнительных вида. Москве с 02 ноября 2021 г.
RU Политика Эксперты ассоциации «Независимые общественный мониторинг» НОМ вызвались разработать предложения по развитию механизмов общественного контроля на выборах всех уровней. Соответствующее заявление опубликовано на сайте НОМ. Поручение о разработке таких механизмов дал президент России Владимир Путин.
Он также отметил важное значение соблюдения законодательства для обеспечения прозрачности процедуры выборов. Ассоциация НОМ отметила, что поручение президента России имеет большое значение для наблюдателей и экспертного сообщества, которые занимались развитием института общественных наблюдателей на протяжении пяти лет, с момента создания ассоциации.
Сбежавшие на Запад также начали кампанию «Нет Путину! Один из инициаторов кампании, бывший депутат Дмитрий Гудков в интервью западным СМИ сообщил детали: «В процессе будут участвовать политологи, политтехнологи и социологи, которые проведут фокус-группы и будут думать, как добраться до разных аудиторий…». Мы планируем объединить все наши медиаресурсы, договориться с селебрити и лидерами мнений, покупать рекламу, заниматься фандрайзингом».
Очевидно, что суверенитет любой страны определяется независимостью от внешнего влияния и вмешательства извне, что надо отстаивать и в сфере проведения свободных выборов. Доверие граждан, выраженное через свободное волеизъявление, является основанием политической системы России. Открытость и прозрачность выборов, возможность наблюдения за процессом голосования и подсчета голосов предназначены именно для того, чтобы устранить любые сомнение в законности выборов и честности их результатов. Современная модель общественного контроля за выборами в России включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение, публичная экспертиза, мониторинг медиасферы.
На выборах в Госдуму в первый день голосования не выявлено серьезных нарушений
Независимый общественный мониторинг (НОМ). Завтра ЦИК может утвердить, приняв за основу, трехуровневую систему наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), выяснил портал НОМ. общественного контроля за выборами, созданная в России, не имеет аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению, отмечается в докладе Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ). Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам. Независимый общественный мониторинг (НОМ). Завтра ЦИК может утвердить, приняв за основу, трехуровневую систему наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), выяснил портал НОМ. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила доклад об итогах единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. 12 декабря на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась презентация доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года».
В Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отметили важность работы наблюдателей на выборах
Как отметил руководитель Штаба общественного наблюдения Ленинградской области, член Общественной палаты Российской Федерации В. Журавлев, Общественная палата Ленинградской области осуществила подготовку 3000 наблюдателей, обучение которых прошло качественно и с учетом практики общественного наблюдения, а также последних изменений действующего законодательства. Все общественные наблюдатели были обеспечены блокнотами с «Золотым стандартом» по общественному наблюдению за голосованием во время выборов, разработанным Общественной палатой Российской Федерации. На избирательных участках Ленинградской области на выборах Президента Российской Федерации осуществляли общественное наблюдение наблюдатели, направленные Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Ленинградской области. Одновременно на участках работало два таких наблюдателя. В день голосования многие члены Общественной палаты Ленинградской области, а также члены муниципальных общественных палат посещали избирательные участки, встречались с наблюдателями и членами участковых избирательных комиссий.
Необходимо отметить, что общественные наблюдатели впервые работали в территориальных избирательных комиссиях, и присутствовали при приеме протоколов от участковых избирательных комиссий. Член Штаба общественного наблюдения, преподаватель ЛГУ им.
Установлена законодательная база, сформированы институциональные основы, создан работоспособный механизм общественного наблюдения, доказавший свою действенность.
Особенностью российской системы является ее открытый характер, способность к постоянным изменениям, совершенствованию, формированию эффективных ответов на вызовы», - говорится в докладе «Институционализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития». Авторы документа отмечают, что система общественного наблюдения и контроля за избирательным процессом в России опирается как на национальный опыт организации наблюдения, так и на продуктивные мировые практики в данной сфере. Между тем в докладе подчёркивается, что в России создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению.
Разработана эффективная система обучения и методического сопровождения общественного наблюдения.
По мнению создателей его главной функцией должен был стать сбор информации, поступающей от наблюдателей с избирательных участков. Предполагалось, что новый интернет-портал составит реальную конкуренцию "Карте нарушений на выборах", созданной раннее движением «Голос» и во многом скомпрометировавшей себя публикацией непроверенной информации. Действительно, "Карта сообщений", презентованная НОМом, выгодно отличается наличием визуального статуса публикуемых сведений, среди которых зачастую можно увидеть и такую модную нынче маркировку, как "фейк". На портале также имеется функция регистрация наблюдателей, есть возможность завести личный аккаунт и вступить в виртуальную сеть наблюдателей, основу которых составляют представители молодежных движений "Корпус "За чистые выборы" и "Россия выбирает" , студенты политологи и юристы.
Движение «Россия выбирает» координатор и сооснователь - Елена Бабченкова это электоральный проект нового типа, созданный молодыми и амбициозными людьми. Его главные слоганы: "Мы за честные, прозрачные, законные, справедливые, чистые выборы. Мы за соблюдение всех процедур. За равные условия доступа к власти. Наша цель — содействие проведению легитимных выборов в России и защита избирательных прав граждан".
Общественное движение «Корпус «За чистые выборы» сопредседатель Алена Булгакова является одной из самых крупных организаций независимых наблюдателей в России с региональными отделениями в большинстве субъектов Российской Федерации. В декабре 2017 года на пресс-конференции в «РИА Новости», в которой приняли участие председатель Общественного совета «Корпуса «За чистые выборы», заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России Денис Паньшин, руководитель Исполнительного комитета Корпуса «За чистые выборы» Алёна Булгакова, председатель Центрального совета Корпуса «За чистые выборы» Микаил Камилов, Движением было официально объявлено о старте широкомасштабной подготовки наблюдателей для участия в выборах Президента России. Корпус «За чистые выборы» проведет обучение всех заинтересованных лиц, главной целью которых является обеспечение чистоты, прозрачности и законности избирательного процесса.
Его коллега Игорь Федулов добавил, что институт общественного контроля важен прежде всего для самого общества. И его существование говорит как раз о том, что российское гражданское общество состоялось. Важно отметить, что многое делается для того, чтобы российская система была открытой и способной реагировать на внешние вызовы и постоянные изменения. В частности, это отражается в том, что появляются новые формы волеизъявления, такие как электронное голосование и для него необходимо новые формы наблюдения, технические средства», — сказал Игорь Федулов.
Эксперт также отметил необходимость интеграции новых регионов в избирательный процесс, который выстроен в России. В докладе отражены угрозы, с которым может столкнуться Россия в ходе избирательных процессов ближайших двух лет. Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой. Среди них — создание общественны групп для работы на местах, которые своевременно отражали бы фейковые сообщения и опровергали их. Также эксперты отметили, что необходимо ввести принцип открытости работы общественного контроля. Начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центризбиркомом. Также поступали предложения о развитии общественной экспертизы, проверок и так далее.
То есть многогранный контроль. В итоге, с одной стороны в Общественный контроль вовлекаются все более широкие слои населения, с другой — идет работа с избирателями», — отметил Станислав Розенко. Ранее экспертный клуб Югры обсудил предстоящие в 2023 и 2024 годах выборы.
Как Запад планирует вмешиваться в российские выборы: новый доклад НОМ
Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» разработала формулу оценки легитимности избирательных кампаний — «прямую НОМ». 12 декабря на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась презентация доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года». Эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) не выявили серьезных нарушений в первый день голосования на выборах в Государственную думу России, при этом большинство сообщений о нарушениях не подтвердилось. В Общественной палате Хакасии обсудили тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения».
Написать комментарий
- В Югре представили доклад НОМ о деятельности института общественного наблюдения
- Как Запад планирует вмешиваться в российские выборы: новый доклад НОМ
- Риски сотрудничества
- Общественная палата Российской Федерации
- Что еще почитать
- Написать комментарий
Последние новости
- В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры
- Ассоциация НОМ назвала ложными сообщения об ограничении допуска СМИ на голосование
- Платформа для мониторинга электоральных процессов
- Комментарий доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
Татарстанцы могут следить за ходом выборов в мобильном приложении
Политический смысл высокой явки — это голосование граждан России за перспективу стратегической победы России, олицетворением которой выступает президент РФ В. Дополнительным мотиватором активного голосования в Нижегородской области было адресное, персонализированное видеообращение губернатора Г. Никитина: ссылка на ролик приходила на смартфон избирателя, в открываемом ролике губернатор обращается к избирателю по имени или по имени отчеству и говорит о важности участия в голосовании, приглашает принять участие в выборах президента РФ. Столь персонализированное, живое видео-обращение главы региона было использовано впервые. Во-вторых, необходимо обратить внимание на волну дезинформации избирателя, которую генерировали СМИ недружественных стран и иностранные агенты на территории России.
Правовые основы выборов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами, затрагивающими различные правовые аспекты их подготовки и проведения. Основными изменениями российского законодательства, напомним, явились поправки в Конституцию России 2020 года. Многие нормы в них подверглись изменению и дополнению с целью оптимизации и приведения в соответствие с реальностью действующих властных демократических институтов. В Докладе учтено, что агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, лиц и организаций, явно действующих в их интересах. В этих условиях ранее содержавшийся запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает возможность их участия в выборах в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей. При этом основные избирательные права — право избирать и быть избранными — для граждан Российской Федерации, являющихся иностранными агентами или лицами, аффилированными с иностранными агентами, не ограничиваются. В Докладе приводятся основные новеллы в законодательство о выборах Президента Российской Федерации.
Они, как указывается, позволяют использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования ДЭГ , положительно зарекомендовавшую себя в ходе проведения выборов различного уровня. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей. Одновременно выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений — подобная норма была признана анахронизмом и в избирательной практике с 2017 года успешно заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы «Мобильный избиратель». Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО. Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан. В докладе разъясняется нецелесообразность использования ДЭГ за пределами РФ: в условиях развязанной Западом гибридной войны и попыток дестабилизации выборного процесса, возникающие многочисленные информационно-технологические риски существенно перевешивают плюсы такого решения.
Тем более, необходимость данного решения вызывается тем фактом, что в отдельных зарубежных странах отказались от использования ДЭГ по причинам безопасности собственной политической системы и соблюдения принципа тайности при голосовании, признавая уязвимость такой системы голосования. Особое внимание Доклад уделяет утвержденным правовым документам и принятым соответствующим решениям об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, принадлежащим организациям, признанным экстремистскими, последовательно нарушающих законодательство, распространяя недостоверную информацию. Отдельно в Докладе упомянут ряд изменений, внесенных в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с общими принципами избирательного законодательства в части прав и полномочий участников избирательного процесса, направленных на обеспечение общественного порядка в помещениях для голосования и соблюдение принципа тайны голосования при сохранении необходимого инструментария общественного контроля. Изменения, внесенные в законодательство о выборах Президента Российской Федерации, обоснованы общим развитием избирательного законодательства России. В них присутствуют ранее не применявшиеся нормы, предназначенные специально для данных выборов. Свое правовое закрепление получили уже зарекомендовавшие себя в ходе проведения выборов различного уровня формы волеизъявления граждан, практики обеспечения прозрачности избирательных процедур. Действия законодателей укрепляют единое правовое пространство в сфере организации и проведения выборов.
По всей стране в работе НОМ участвуют самые авторитетные региональные эксперты — несколько сотен человек, среди них политологи, юристы и общественные деятели. Независимый мониторинг — залог законности и легитимности выборов!
Того, что сделано в последнее время для организации качественного общественного наблюдения все еще недостаточно. Давным-давно пора, сделать следующий шаг, чтобы прекратилось это безобразие, когда мошенники, которые вовсе не ставят своей целью чистоту выборов, а наоборот изобретают способы провокации, способствуют делигитимации, мешают волеизъявлению граждан, дискредитируют государство, власть, политическую систему и действуют в интересах политических иностранных заказчиков, имеют право что-то у нас в России наблюдать. Давно ясно, что эти индивиды никакими наблюдателями не являются, они — солдаты информационной войны, а это место должно быть в полной мере занято корпусом абсолютно независимых, профессиональных, сертифицированных наблюдателей, которые прошли все необходимые уровни обучения, знают закон и практически отработали свои навыки», — считает политолог Олег Матвейчев.
Поскольку независимое общественное наблюдение — ключевой элемент общественного контроля за выборами, задачу взяли на себя общественные палаты и профильные некоммерческие организации, такие как ассоциация «Независимый общественный мониторинг». Уже известно, что к этой работе, организуемой отдельно от обучения членов избиркомов, привлекаются серьезные специалисты в области избирательного права и практики, что должно сделать общественное наблюдение на выборах-2021 действенным инструментом контроля за соблюдением избирательных прав граждан и гарантировать легитимность выборов», — отмечает эксперт. Член Общественной палаты Российской Федерации Азамат Тлисов заявляет, что эта работа позволила снять, с одной стороны, недоверие к институту выборов, с другой — оградить от различного рода нарушений и возможных спекуляций. Совершенно понятно, что какие бы сложности в прошлом наблюдателям не удалось успешно пройти, изменения в законодательстве требуют актуализации тех знаний, которые у них есть, также специалистам необходимо регулярно практиковаться. А без системного обучения обеспечить должный уровень компетенции команды наблюдателей будет сложно», — отмечает член ОП РФ. Большинство ошибок члены избиркомов совершают не по злому умыслу, а из-за недостатка необходимых знаний и навыков.
Обучение поможет это минимизировать. За время пандемии приобретен большой опыт по обучению в ходе онлайн-курсов, методических, обучающих семинаров. Этот задел компетенций и навыков необходимо развивать и наращивать, максимально широко включать как новых наблюдателей, так и актуализировать знания, обращая внимание на различные нюансы, тонкости, которые требуют постоянной корректировки, сверки, для того, чтобы не допустить нарушения, а также, чтобы сами наблюдатели достаточно уверенно себя чувствовали в предмете. То, что к работе привлекаются эксперты в области избирательного права и практики, позволит гарантировать качество организации работы и интерес к выборам.