Новости предательство мазепы

Помимо обязательства снабжать шведскую армию провиантом и фуражем Мазепа обещал передать шведам Стародуб, Новгород-Северский, Мглин и Брянск. Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Выходец из украинской шляхты Правобережной Украины, он с юных лет воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира. Своё обучение он "совершенствовал" в школе иезуитов и несколько лет учился за границей. Самих иезуитов уподобляли острому мечу, "рукоять которого в Римском Ватикане, а жало где угодно". Став пажом польского короля, выполнял важные политические и дипломатические поручения. В 1663 году Мазепа участвовал в походе короля на Левобережную Украину с целью её отторжения от России. После похода, как "агент влияния" из "пятой колонны", он остался на Украине. С этого времени и начинается двойная игра Мазепы, искусно лавировавшего между Россией и польским двором. Умом, образованностью, внешним лоском и изысканной речью Мазепа выделялся среди казацкой старшины.

Будучи хитрым, честолюбивым и коварным, он шаг за шагом прокладывал себе путь к гетманской булаве, служа то гетману Дорошенко, то Самойловичу. Своему благодетелю Ивану Самойловичу Мазепа отплатил чёрной неблагодарностью, обвинив в измене и возглавив в июле 1687 года - после неудачного Крымского похода - заговор казацкой старшины и получив интригами, лестью и подкупом вожделенную гетманскую власть и булаву. Католик-поляк по вере и иезуит по воспитанию и поведению, Мазепа искал только выгод и удобств привольной жизни, легко вступал в сделку с совестью и по корысти и расчёту готов был одинаково служить и Москве, и Польше и Швеции. На протяжении своего 20-летнего гетманства 1687-1708 Мазепа проводил глубоко антинародную политику на Украине и в Запорожье, пытаясь спровоцировать столкновения между русским правительством, украинским народом и запорожскими казаками. Подготавливая передачу левобережных украинских земель под власть Польши, он стремился поссорить Украину с Россией и посеять вражду среди народов-братьев. Налоги и поборы при его гетманстве настолько увеличились, что стали непосильными, вызывая многочисленные волнения и восстания. Внушая жителям Украины, что основной причиной тяжёлого экономического положения являются постои русских войск и "ярмо московское", Мазепа в то же время писал в Москву, что украинский народ - "глуп и непостоянен", что у него "зело отпадает сердце к великому государю" и нижайше просил царя Петра: "Пусть великий государь не слишком даёт веру малороссийскому народу; пусть пришлёт в Украину доброе войско из солдат храбрых и обученных, чтобы держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве".

Такую же политику лукавый и вероломный гетман проводил в отношении Запорожской Сечи. Строя на запорожских землях города и собственные селитровые промыслы, Мазепа творил свои притеснения именем русского царя, перекладывая свою вину на "Москву" и озлобляя запорожцев против России. Усиливая недовольство сечевиков, он тайно им внушал, что царь Пётр собирается снести Сечь и уничтожить запорожцев - "загнать в Сибирь, как скот" или сделать драгунами и солдатами, а "весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству". Стремясь подтолкнуть русское правительство на вооруженное противостояние с Запорожской Сечью - "того проклятого гнезда искоренити силою оружия", - он неоднократно призывал к этому в 1702, 1703 и 1705 годах, одновременно налаживая связи с Карлом XII и его ставленником на польском троне Станиславом Лещинским. Для достижения своей преступной цели - отторжения Украины от России двуличный предатель не брезговал никакими средствами - он связывался с Польшей, Турцией и Крымом, "чтоб турки и татары мир разорвали с его величеством царским". Свои предательские планы и действия вероломный и коварный изменник тщательно и ловко маскировал, говоря: "Я бы хотел, чтобы и рубашка моя не знала". Лично знавший Мазепу Феофан Прокопович 1681-1736 отмечал в своей "Истории императора Петра Великого", что в той мере, в какой в глубине души своей Мазепа был предан полякам, в такой же мере он ненавидел русских.

Но никто не мог этого заметить, поскольку многоликий гетман-иезуит всегда притворялся "любовным, доброжелательным и приветливым". О таких в народе говорят: "Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день". Быстро и толково исполняя распоряжения царя, он успел заслужить уважение и доверие русского монарха, долго не обращавшего внимания ни на какие доносы, полученные на гетмана из Украины. Полностью ему доверяя, Пётр Великий в Москве в феврале 1700 года лично наградил вторым по счёту орденом Андрея Первозванного гетмана Ивана Мазепу - "за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы". Девиз первого российского ордена гласил: "За веру и верность". На службе русскому царю Мазепа получил практически всё, о чём он мог мечтать. Огромные поместья, несметные богатства, плодородные земли на Украине и юге России, сто тысяч крестьянских душ во владении.

Известно также, что в 1703 году польский король Август II наградил Мазепу орденом Белого Орла, назвав себя в грамоте - "верным другом его". Опытному заговорщику и злейшему врагу братских славянских народов долгие годы удавалось создавать видимость дружелюбного и преданного отношения к России и Великому Петру. Надежды гетмана Мазепы на возможность осуществления его преступных замыслов укрепились после поражения русских войск под Нарвой 1700 и в тяжёлые годы Северной войны 1700-1721. Мазепу и обоих королей объединяла общая ненависть к России и стремление сломить её всё возрастающую силу и мощь. Изменник-гетман обещал передать Украину, как законное достояние польских королей, под власть Польши, для шведов он обязался установить на реках мосты-переправы и предоставить им Стародуб, Новгород-Северский, Батурин, Чернигов и другие города и крепости, куда предусмотрительно начал свозить боеприпасы, артиллерию и огромные запасы продовольствия. Здесь шведская армия должна была перезимовать и оставаться до сосредоточения Мазепой 50-тысячного украинского казацкого войска и привлечения им к союзу со шведами донских казаков-булавинцев и Белгородской татарской орды. Мазепа обещал привлечь к военному союзу против России и многотысячное калмыцкое войско хана Аюки.

В предстоящем походе на Москву Мазепа с войском должен был присоединиться к шведской армии, обязуясь полностью снабжать её продовольствием, боеприпасами и фуражом из Гетманщины и Слободской Украины. Из Польши должны были прийти Станислав Лещинский с "коронным войском" и шведский генерал Крассау. Войска Лещинского должны были двигаться на Москву двумя путями: коренное польское войско - через Киев, а литовское - через Смоленск. В то же время 12-тысячный корпус шведского генерала Либекера должен был занять Новгородскую и Псковскую земли и овладеть Петербургом. К новому нашествию на Русь должны были присоединиться запорожские казаки, крымские татары и многотысячные турецкие легионы. К вся эта многоязычная и разноплеменная "интернациональная орда" должна была нанести сокрушительный удар по России с последующим её разорением и расчленением на малые княжества и воеводства - под контролем вооружённых "миротворцев" с Запада и Востока. Русская армия должна была быть разгромлена и отброшена к северу от Москвы и Волги, лишена продовольствия и боеприпасов и поставлена на колени.

Главный удар должен был нанести "свейский лев" Карл XII.

А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода.

Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку. Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал! В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение.

При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств. В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А. Пушкин: И где ж Мазепа?

Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе?

Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба. Судьба связала их. Опасность близкая и злоба... В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского.

Однако король и гетман, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры. Разгневанный царь настойчиво добивался выдачи злодея Мазепы, направляя письма к турецкому султану, крымскому хану, очаковскому пашЕ и молдавскому господарЮ, шведскому королю. Орден Иуды, изготовленный в единственном экземпляре в 1709 году по приказу царя Петра I для награждения гетмана Мазепы 1 июля 1709 года "из обозу от Полтавы" фельдмаршал и светлейший князь А. Меншиков, выполняя поручение Петра, отправил в Москву следующее повеление: "По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: "Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится".

И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно". Это и был "Орден Иуды" весом в пять килограммов серебра, специально учреждённый для награждения проклятого Мазепы. Самый вероломный, злобный и самый подлый из врагов России, став первым кавалером нового ордена, должен был носить его до последних дней своей жизни. Накануне смерти вероломного предателя и злодея одолевали полчища вшей.

Воистину то было наказание Божие! Хоронили Мазепу в присутствии Карла XII, королевских трубачей, запорожских казаков и наёмников-сердюков с опущенными вниз знаменами и оружием. Всё нажитое им за 20 лет гетманства, все его зловещие планы и сатанинские замыслы - всё пошло прахом... Лишённый национальной идеи, всех обманывавший и всех предававший, вероломный, безнравственный и коварный - он воплощал абсолютную ложь.

Он готов был отдать Малороссию на жертву междоусобной войны, которая неминуемо вспыхнула бы в случае передачи её в польское рабство. Народ Украины не поверил предателю и изменнику и не пошёл за его призрачной "свободой"! Шатковский драма "Мазепа", 1880. Образ вероломного предателя Мазепы показан и в двухсерийном фильме "Пётр Первый" 1937-1939.

Гениальный Пушкин в своей "Полтаве" навеки заклеймил изменника и клятвопреступника Мазепу в позорных названиях - "гетмана-злодея", "Иуды", "врага России и Петра", "живого трупа" и "змия" с "мрачной и коварной душой". Костомарова 1817-1885 - "Малороссийский народ за Мазепой не пошёл. Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтоб отдать Украину в рабство Польше.

Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассыпаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда. Народ остался верен Русской державе.

И вот теперь из гетмана Мазепы делают "оранжевую" икону. Украинские националисты активно поддержали идею президента Ющенко о создании в Киеве пантеона Героев - своего рода символа государственности.

На этом кладбище у Днепра можно было бы "под одной крышей" перезахоронить весь цвет украинского национально-освободительного движения - останки гетмана Мазепы, Степана Бандеры, Семена Петлюры, эсэсовца, а ныне Героя Украины Романа Шухевича. В Киеве улицу, ведущую к цитадели украинского канонического православия - Киево-Печерской лавре, по указанию президента страны переименовали в улицу гетмана Мазепы. Украинская православная церковь возражала, но слабо: "Священноначалие выступает не против переименования улицы Январского Восстания в улицу Ивана Мазепы, а за переименование, если есть такая потребность, этой улицы в улицу Лаврскую, ибо на этой улице находится главная святыня Украинской православной церкви - Киево-Печерская лавра". Но разумно ли делать символом нового государства деятеля, отлученного от Церкви за клятвопреступление? Представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил "Известиям", что во время встречи Святейшего патриарха Алексия II с президентом Украины Виктором Ющенко вопрос об отмене анафемы напрямую не ставился.

Киевский гость поинтересовался, была ли она все же отменена в 1918 году. Ответ был таким: в результате проведенной архивной работы установлено, что такого канонического решения не принималось. По словам отца Николая, Украинская православная церковь самостоятельно отменить анафему Мазепе не может. Этот вопрос правомочен рассматривать лишь Собор, не меньший по статусу, чем тот, что принял первоначальное решение. Теоретически оно в компетенции Архиерейского собора Русской православной церкви.

Если УПЦ официально обратится с предложением, то, вероятно, будет создана комиссия, которая изучит все обстоятельства.

Не белым хлебом и вышитыми рушниками встретил украинский народ шведских захватчиков, а вилами и беспощадной общенародной войной. Подобные клятвы торжественно и твердо звучали и в других городах и селах Украины. Собственные силы Мазепы были ничтожны и поддержки у него на Украине практически не было. Ненавидимый в народе, он окружил себя наемниками-сердюками, выполнявшими при нем роль янычар. Враждебно относились украинцы и к непрошеным гостям. Вместо обещанных Карлу Шведскому 50 тысяч сабель Мазепа привёл в королевский лагерь не более двух тысяч казаков. Больше не нашлось желающих разделить участь изменника и предателя. Шведы приобрели не могущественного союзника и хозяина огромной страны, а жалкого беглеца, имя которого стало ненавистным среди населения. В глазах всего украинского народа Мазепа и его окружение потеряли всякий авторитет и представляли кучку изменников, укрывшихся от народного гнева под защитой шведских штыков.

Народ ловил и обезвреживал мазепинских агитаторов и агентов, распространявших гетманские "универсалы" и ведущих агитацию за Мазепу, против России. Читая сегодня антирусские пасквили и воззвания о "московских ужасах", можно подумать, что русские солдаты учредили в Малороссии настоящее рабство - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жён их и дочерей - непременно насиловали, имущество, скот и лошадей забирали и творили безобразия и бесчинства, а жителей толпами гнали в Сибирь, "не пощадив и малых деток"... Так предатель Мазепа стал орудием в руках шведского короля, исполнителем его воли и ширмой для прикрытия насилий и грабежей, творимых интервентами. Лгал в своих манифестах и Карл Шведский, утверждая, что царь Пётр давно уже ведёт переговоры с папой римским, как бы искоренить в своём государстве греческую веру и ввести римскую. Окончательно изменив свою политику "освободителя" и "миротворца" в отношении к украинскому народу, шведский король перешёл к беспощадному террору, предавая всё "огню и мечу", не щадя женщин, стариков и детей. Интервенты жестоко мстили народу за упорное сопротивление и за помощь русской армии. Объединёнными действиями русско-украинских войск при поддержке партизанских отрядов наносились чувствительные удары с тыла и флангов шведской армии. Разгорался пожар народной войны против интервентов и жгучая ненависть к Мазепе, к полякам и шведам. Стремясь облегчить положение шведских интервентов, гетман-изменник звал на украинскую землю полчища крымских татар, турецких янычар и польские войска, чтобы "соединёнными оружиями и силами" разгромить русскую армию и защитить "войсковые вольности" и "целость отчизны" от "тирании московского царя". После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский.

Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы. Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы. А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку. Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал! В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств.

В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А. Пушкин: И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба. Судьба связала их. Опасность близкая и злоба...

В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского. Однако король и гетман, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры. Разгневанный царь настойчиво добивался выдачи злодея Мазепы, направляя письма к турецкому султану, крымскому хану, очаковскому пашЕ и молдавскому господарЮ, шведскому королю.

Сергей Нарышкин: "Граждан мира" ждет судьба изменника Мазепы

Тех, кто в такие судьбоносные дни предпочел отвернуться от нашей страны, ждет судьба изменника-Мазепы. Сейчас на Украине многие политики и историки говорят, что Мазепа — борец за независимость Незалежной.

Многие считают, что в конце ХХ столетия его миссия была повторена участниками Беловежского сговора со стороны Украины. Как известно, делегацию «незалежной» на той преступной тайной вечере в декабре 1991-го возглавлял ставший украинским президентом Леонид Макарович Кравчук. Да, типажи через века сошлись — Предлагая для очередного нашего рассмотрения под рубрикой «Личины оборотней» фигуру Кравчука, вы, Жан Терентьевич, сразу назвали его «уценённым Мазепой современной Украины». А потом добавили, что Мазепу-то, пожалуй, Кравчук существенно превзошёл. Результаты его измены имеете в виду?

Он ведь вместе с Ельциным и Шушкевичем нанёс страшный удар не только по украинскому народу, но и по всем народам, составлявшим Советский Союз. После уничтожения СССР для каждого из них началась своя трагедия. Для Украины же, как мы видим сегодня, она обернулась особенно тяжело. Недаром долгие годы он был в истории символом бесчестия, коварства, хитрости, подлости, лживости и уникальной бесовщины. Ныне в яром националистическом угаре на Украине именем Мазепы наречены улицы, учебные заведения, учреждения культуры. Воздвигнуты памятники.

Его портрет изображён на денежной купюре, монете в 10 гривен и почтовой марке. В его честь назван корвет «Гетман Иван Мазепа». И так далее. Мазепа Иван Степанович 1639—1709 — активный участник событий, связанных с проблемной ситуацией украинских земель и их воссоединением с Россией. Превыше всего ставил личный интерес, ради чего постоянно интриговал. На определённом этапе жизни он, после колебаний между различными политическими силами, присягнул на верность русскому царю и стал гетманом.

Но после неудач армии Петра I в войне со шведами решил найти очередного благодетеля в лице шведского короля Карла ХII. Это привело его к участию в битве при Полтаве в 1709 году против русских войск, а затем к позорному бегству и быстрой кончине на турецкой земле. Известный историк Н. Костомаров так комментировал карьеру Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим на высоту старшинского звания.

Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». За своё предательство Мазепа был предан церковной анафеме, а по поручению Петра специально для него был изготовлен орден Иуды. Таким же Иудой проявил себя по отношению к Советскому Союзу Кравчук. Тогда решил стать бухгалтером, поступив в Ровенский кооперативный экономико-правовой техникум. Окончив его с отличием, махнул в столицу и без экзаменов поступил в Киевский государственный университет имени Шевченко. Здесь он «проявил лидерские качества», был избран комсоргом курса.

А после окончания вуза началась стремительная карьера в партийных органах Черновицкой области, где уже в 30-летнем возрасте стал заведующим отделом пропаганды и агитации обкома. Затем учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитил диссертацию на тему «Сущность прибыли при социализме и её роль в колхозном производстве». По воспоминаниям одного из сокурсников, Кравчук стал парторгом кафедры и постоянно фонтанировал инициативами, организуя всяческие мероприятия. Такая активность была вознаграждена, открыв ему двери ЦК КПУ, где он достаточно скоро, минуя промежуточные ступени, стал заведующим отделом пропаганды и агитации. Вполне правоверная, так могу сказать. К штыку приравняв перо, написал более 500 статей и десяток книг в основном в соавторстве , в том числе: «В семье единой…», «Организация и методика атеистического воспитания», «Идеологическая работа: на материале парторганизации республики» и другие.

Журнал «Перець» орган ЦК КПУ под его руководством бескомпромиссно и наглядно раскрывал сущность украинских националистов и призывал крепить дружбу Украины с Россией. Но в годы «перестройки» он гибко изменил свою практику — стал договариваться с украинскими националистами, в частности с организацией под названием Рух. Делал это Кравчук весьма оригинально. Весной 1989-го даже поставил свою подпись на проекте программы Руха, а после уже откровенно слился с теми, кому должен был противостоять. Некоторые исследователи доказывают, что Кравчук умело скрывал свои симпатии к западноукраинскому национализму, и эти чувства он проявил лишь тогда, когда о них стало можно уже открыто заявить. Говорят, эти убеждения сформировались под влиянием бандеровцев на Волынщине, где он родился и даже успел побывать в детской организации бандеровского профиля.

И, как вспоминает сам фигурант, после школьных уроков это уже после прихода Красной Армии на Волынь носил еду в бандеровские схроны. Так оно было или иначе — не всё с точностью можно установить. Кравчук то и дело вспоминал или придумывал много деталей, странным образом аккуратно ложившихся в актуальный на каждый день конкретный пазл. Но, согласитесь, многолетняя жизнь с дулей в кармане кое-что формирует в привычках и мировоззрении носителя дули. Настал срок — и ренегат заявил о себе сполна — Когда Кравчук впервые показал истинное своё лицо? Заведующий организационным отделом ЦК Компартии Украины Георгий Крючков в одном из своих интервью вспоминал: «Кравчук на коленях стоял и твердил: «Я ваш!

Но вскоре курс был обозначен чётко: на отказ от всего того, что Кравчук исповедовал и продвигал все 56 лет своей предыдущей жизни. Таких людей обычно называют ренегатами: отступниками, подлыми изменниками. Не всем известно, что уже в 1990 году он начал говорить о запрете Компартии Украины, хотя это стало отложенным решением. Предав своих однопартийцев и отрёкшись от них, Кравчук принялся охмурять народ. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года вопрос о сохранении СССР был сформулирован для украинцев казуистически: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза суверенных держав на основе Декларации о государственном суверенитете?

Чего желала казачья верхушка и какие планы строил сам гетман? Сейчас расскажем. К 1707 году дела на Гетманской Украине шли из рук вон плохо. Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. А теперь с ужасом наблюдал, как старательно выстраиваемое им государство рушится. Король Швеции Карл XII, имевший репутацию непобедимого полководца, окончательно разбил войска главного союзника России — саксонского курфюрста и короля Польши Августа Сильного. Заставил его признать отказ от польской короны и затеял поход в Россию. В способность русских одержать победу Мазепа не верил и поэтому боялся потерять с трудом обретённые власть и богатство. Стоит признать — гетману было что терять. Стараниями этого, как сказали бы сейчас, «крепкого хозяйственника» Гетманство стало полунезависимым государством. Там была собственная система власти, армия, суды и налоги. Пользуясь защитой и покровительством России, Мазепа ничего не платил в царскую казну, оставляя себе все средства, собранные на Украине. Жителей гетманства не забирали в рекруты, а гетманские казаки с помощью своего покровителя почти не принимали участия в тяжёлой, идущей уже много лет войне. И вот эта райская жизнь должна была рухнуть в одночасье. Мазепа с юности отличался неуёмной жаждой власти, ради которой был готов на всё что угодно. За свою жизнь он семь раз менял хозяев, предавая с необычайной лёгкостью, как только предоставлялась выгодная возможность получить от этого политическую выгоду. В 1655 году Мазепа, чей дед служил русскому царю, а отец воевал вместе с Хмельницким, оказался при дворе польского короля Яна-Казимира. Затем ушёл к казакам Правобережной Украины, где стал сторонником перехода Гетманства под покровительство Османской империи. Служил гетману Левобережной Украины Самойловичу и принял участие в его свержении. После служил царевне Софье, но оставил её и перебежал к царю Петру. Военный совет в Жолкве В апреле 1707 года в городке Жолква, что в Галиции, где находилась ставка русского военного командования в Северной войне , состоялся военный совет. На нём Мазепа был поставлен перед фактом: в связи с тяжёлым военным положением в Гетманстве начинается большая реформа. Ранее полунезависимые земли и города переходят в общее подчинение царским властям, а пятая часть казаков должна поступить на регулярную службу. Гетманству в том виде, в котором его так долго создавал Мазепа, оставались считанные месяцы жизни. Последним ударом по самолюбию гетмана оказалась история с письмом Меншикова, которое он случайно обнаружил в Жолкве. Светлейший князь приказывал казачьему полковнику Танскому готовить своих людей, брать провизию и выступать в распоряжение русского командования. Эта новость привела Мазепу в ярость. Как же так, его подчинённому отдают приказ, а самого гетмана даже не считают нужным оповестить об этом! Так уж совпало, что в этот миг совершенно случайно Мазепе доложили: из Львова прибыл иезуит Заленский — человек нового польского короля Станислава Лещинского, получившего корону из рук Карла XII. Мазепа любезно принял иезуита и беседовал с ним при закрытых дверях, а затем отправил к королю Станиславу.

Мазепа похитил казну и собрал 10 000 казаков под знамена шведов. Почему он решился на такую измену. На самом деле Мазепа рассчитывал, что поляки и шведы дадут лучшие условия для Малороссии, а сам гетман будет процветать. Он обещал шведам лагерь и зимовку в Батурине. Там у Мазепы были союзники, теплые квартиры и боеприпасы. Анафема и «орден иуды» Гетман Мазепа просчитался. Князь Меньшиков оказался доблестным воином, а у гетмана было не так много людей, готовых отдать за него жизнь. Батурин был взят русскими. В ноябре 1708 года Мазепу предали проклятью — сожгли его чучело в церкви. А еще Петр изготовил особый знак — камень под названием «орден иуды». Русские войска разбили казаков, иного выхода не было, разгромили всю запорожскую сечь.

Полтавская битва и предательство Мазепы

Гетман Мазепа – «иуда» Петра Великого, почему он предал русских, которым присягнул на верность. Речь, разумеется, об измене гетмана Мазепы, в 1708 году переметнувшегося на сторону шведского короля Карла XII. Иван Мазепа и Олег Рязанский были в той или иной степени в непростом положении, когда встали на путь откровенной измены.

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство…» XXII

Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».

Впрочем, возвращаться на Родину молодому придворному все же пришлось — несмотря на полученный немаленький придворный титул камергера, его сгубила страсть к замужним красавицам. Муж одной из них поймал незадачливого любовника, и приказал слугам, вываляв его в дегте и перьях и привязав к коню, пустить голого на потеху всем зрителям. После чего король дал понять своему постельничему, что тот стал «персоной нон грата». Разумеется, проявлять какую-то минимальную лояльность к стране, которая несколько лет осыпала Мазепу милостями и деньгами, опальный вельможа не стал — перейдя на службу к злейшему врагу польской короны, правобережному гетману Дорошенко, ориентировавшегося на Османскую империю. При дворе этого еще одного «великого украинского патриота», по совместительству — преданного вассала турецкого султана, экс-камергер тоже сделал неплохую карьеру. Продолжавшуюся до тех пор, пока его не захватили запорожские казаки, чьих плененных Дорошенком побратимов Мазепа вез в дар крымскому хану, для изощренных пыток и мучительной казни.

Тоже, видимо, почитая сие иудино дело одним из проявлений «истинного украинского патриотизма». На страже российских интересов… Впрочем, заслуженной казни в Сечи этому профессиональному иуде удалось избежать. Но возвращаться к прежнему покровителю он не стал — зачем, если тот был уже на закате своей гетманской карьеры? Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу и оказывавшим ему помощь «клятым москалям» — после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального есаула», фактически, второго человека после самого гетмана. В «благодарность» своему благодетелю Иван Степанович решил его «подсидеть» — и во время совместного с российскими войсками похода на Крым устроил нехилый заговор с «дворцовым переворотом». Примечательно, что одним из пунктов обвинений в адрес Самойловича перед российским правительством было якобы высказываемое тем недовольство заключенным Москвой и Варшавой в 1686 году «вечным миром», фактически, узаконившим разделение Украины на российскую и польскую «сферы влияния». То есть, якобы истовый украинский патриот обвинял в глазах «клятых москалей» своего предшественника в том, что последний выступал за «единую Украину», раздел которой со своим врагом было вынуждено допустить на время Московское царство. Пикантный момент — после организации избрания себя любимого гетманом, Мазепа выпросил у все тех же «клятых москалей» целый полк опять же московских стрельцов — в качестве личных телохранителей.

Оно-то, конечно, тогдашние казаки были еще теми «демократами» — могущими хоть на другой день после избрания своего атамана срубить тому буйну головушку или утопить в ближайшем водоеме. Но все же, защищаться от соотечественников с помощью иностранных войск как-то больше приличествует какому-нибудь наместнику, а не вроде бы как законно избранному населением лидеру. Кстати, 12-й пункт заключенных новоиспеченным обладателем булавы соглашений с «ненавистной Москвой» звучал ну просто предельно патриотично с точки зрения современных бандеро-патриотов: «Гетман и старшины обязаны стараться о соединении малороссийского народа с великороссийским посредством супружеств и другими способами, для чего дозволяется малороссийским жителям вольный переход в города великороссийские».

Судя по историческим документам, он не был идейным борцом за независимость Малороссии и не выступал за ее отделение от России. И уж тем более не был предвестником движения современной Украины на Запад, когда заключил "политический союз" со Швецией. Имя Мазепы в России однозначно ассоциируется с предательством. Напомню: до того как изменить царю, он с такой же легкостью предал турецкого султана. А вот на Украине мнения разделились. Восток и юг страны считают его Иудой. На западе и в центре, а главное - у нынешнего политического руководства страны, его "подвиг" вызывает просто умиление.

Это, мол, пример для подражания. Принято даже решение поставить памятник гетману на месте Полтавской битвы, рядом со скульптурой Петра I. Мазепа был противоречивой политической фигурой: сначала он почти 20 лет верой и правдой служил царю, прекрасно проявил себя во многих битвах, где были и поражения, и победы. Гетман посылал Петру I войска для всех военных кампаний. Правда, делал это не только из "верности" или боязни оказаться в немилости. Ему нужно было накормить и занять вечно недовольных казаков, умевших лишь воевать да гулять.

Панихида прошла во Всехсвятской церкви. Ткаченко подчеркнул, что ее построили на средства Мазепы. Он добавил, что в Онуфриевской башне лавры откроют экспозицию "Гетман Иван Мазепа и его эпоха". Как сообщили в Союзе православных журналистов, панихиду провел Авраамий Лотыш, которого руководство раскольников назначило собственным "наместником" Киево-Печерской лавры. Власти Украины, которые активно проводят курс на вытеснение УПЦ, поставили задачу отобрать у нее Киево-Печерскую лавру и передать монастырь ПЦУ, созданной в 2018 году из двух раскольнических религиозных структур.

25 октября / 7 ноября 1708 г. — предательство гетмана Мазепы

Разумеется, проявлять какую-то минимальную лояльность к стране, которая несколько лет осыпала Мазепу милостями и деньгами, опальный вельможа не стал — перейдя на службу к злейшему врагу польской короны, правобережному гетману Дорошенко, ориентировавшегося на Османскую империю. При дворе этого еще одного «великого украинского патриота», по совместительству — преданного вассала турецкого султана, экс-камергер тоже сделал неплохую карьеру. Продолжавшуюся до тех пор, пока его не захватили запорожские казаки, чьих плененных Дорошенком побратимов Мазепа вез в дар крымскому хану, для изощренных пыток и мучительной казни. Тоже, видимо, почитая сие иудино дело одним из проявлений «истинного украинского патриотизма».

На страже российских интересов… Впрочем, заслуженной казни в Сечи этому профессиональному иуде удалось избежать. Но возвращаться к прежнему покровителю он не стал — зачем, если тот был уже на закате своей гетманской карьеры? Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу и оказывавшим ему помощь «клятым москалям» — после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального есаула», фактически, второго человека после самого гетмана.

В «благодарность» своему благодетелю Иван Степанович решил его «подсидеть» — и во время совместного с российскими войсками похода на Крым устроил нехилый заговор с «дворцовым переворотом». Примечательно, что одним из пунктов обвинений в адрес Самойловича перед российским правительством было якобы высказываемое тем недовольство заключенным Москвой и Варшавой в 1686 году «вечным миром», фактически, узаконившим разделение Украины на российскую и польскую «сферы влияния». То есть, якобы истовый украинский патриот обвинял в глазах «клятых москалей» своего предшественника в том, что последний выступал за «единую Украину», раздел которой со своим врагом было вынуждено допустить на время Московское царство.

Пикантный момент — после организации избрания себя любимого гетманом, Мазепа выпросил у все тех же «клятых москалей» целый полк опять же московских стрельцов — в качестве личных телохранителей. Оно-то, конечно, тогдашние казаки были еще теми «демократами» — могущими хоть на другой день после избрания своего атамана срубить тому буйну головушку или утопить в ближайшем водоеме. Но все же, защищаться от соотечественников с помощью иностранных войск как-то больше приличествует какому-нибудь наместнику, а не вроде бы как законно избранному населением лидеру.

Кстати, 12-й пункт заключенных новоиспеченным обладателем булавы соглашений с «ненавистной Москвой» звучал ну просто предельно патриотично с точки зрения современных бандеро-патриотов: «Гетман и старшины обязаны стараться о соединении малороссийского народа с великороссийским посредством супружеств и другими способами, для чего дозволяется малороссийским жителям вольный переход в города великороссийские». Меняем гетманство на полоцкое княжение! Перейдем теперь к самому главному этапу мазепинской карьеры — переходу на сторону шведов.

В принципе, этот эпизод и так широко известен - что российской, что украинской аудитории.

Сейчас расскажем. К 1707 году дела на Гетманской Украине шли из рук вон плохо. Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины.

А теперь с ужасом наблюдал, как старательно выстраиваемое им государство рушится. Король Швеции Карл XII, имевший репутацию непобедимого полководца, окончательно разбил войска главного союзника России — саксонского курфюрста и короля Польши Августа Сильного. Заставил его признать отказ от польской короны и затеял поход в Россию. В способность русских одержать победу Мазепа не верил и поэтому боялся потерять с трудом обретённые власть и богатство.

Стоит признать — гетману было что терять. Стараниями этого, как сказали бы сейчас, «крепкого хозяйственника» Гетманство стало полунезависимым государством. Там была собственная система власти, армия, суды и налоги. Пользуясь защитой и покровительством России, Мазепа ничего не платил в царскую казну, оставляя себе все средства, собранные на Украине.

Жителей гетманства не забирали в рекруты, а гетманские казаки с помощью своего покровителя почти не принимали участия в тяжёлой, идущей уже много лет войне. И вот эта райская жизнь должна была рухнуть в одночасье. Мазепа с юности отличался неуёмной жаждой власти, ради которой был готов на всё что угодно. За свою жизнь он семь раз менял хозяев, предавая с необычайной лёгкостью, как только предоставлялась выгодная возможность получить от этого политическую выгоду.

В 1655 году Мазепа, чей дед служил русскому царю, а отец воевал вместе с Хмельницким, оказался при дворе польского короля Яна-Казимира. Затем ушёл к казакам Правобережной Украины, где стал сторонником перехода Гетманства под покровительство Османской империи. Служил гетману Левобережной Украины Самойловичу и принял участие в его свержении. После служил царевне Софье, но оставил её и перебежал к царю Петру.

Военный совет в Жолкве В апреле 1707 года в городке Жолква, что в Галиции, где находилась ставка русского военного командования в Северной войне , состоялся военный совет. На нём Мазепа был поставлен перед фактом: в связи с тяжёлым военным положением в Гетманстве начинается большая реформа. Ранее полунезависимые земли и города переходят в общее подчинение царским властям, а пятая часть казаков должна поступить на регулярную службу. Гетманству в том виде, в котором его так долго создавал Мазепа, оставались считанные месяцы жизни.

Последним ударом по самолюбию гетмана оказалась история с письмом Меншикова, которое он случайно обнаружил в Жолкве. Светлейший князь приказывал казачьему полковнику Танскому готовить своих людей, брать провизию и выступать в распоряжение русского командования. Эта новость привела Мазепу в ярость. Как же так, его подчинённому отдают приказ, а самого гетмана даже не считают нужным оповестить об этом!

Так уж совпало, что в этот миг совершенно случайно Мазепе доложили: из Львова прибыл иезуит Заленский — человек нового польского короля Станислава Лещинского, получившего корону из рук Карла XII. Мазепа любезно принял иезуита и беседовал с ним при закрытых дверях, а затем отправил к королю Станиславу. О чём они говорили — неизвестно.

Дюма вполне мог бы сделать Мазепу персонажем авантюрного романа. Хотя благородства мушкетеров у Мазепы не было в помине.

В 65 лет гетман соблазнил свою 16-летнюю крестницу Мотрю Кочубей, что по церковному канону приравнивается к инцесту. После казни отца, к чему приложил руку любвеобильный старец, несчастная тронулась умом. Деятельность Мазепы служит предметом многих исторических исследований. Но для украинских политиков Мазепа превратился в фигуру первого и безоговорочного украинского патриота. Официальная резиденция президента Украины находится в Батурине, бывшей столице Мазепы.

Научно-исследовательский центр казачества носит имя Мазепы, хотя ретивый ротмистр возил соплеменников в рабство. Выпускаются марки с портретами гетмана. Светлый лик Мазепы запечатлен на купюре в 10 гривен. Видимо, по той причине, что купюры в 30 гривен на Украине нет.

Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям. Бесславный конец Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительством Меншикова. Хотя у шведов были определенные военные успехи, им приходилось нелегко, в том числе и из-за сопротивления партизан. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. Его официально лишили всех ранее пожалованных наград и грамот. Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский. Оттуда он переправился в Бендеры. Османская империя наотрез отказалась выдать беглеца русским властям.

Как Мазепа Украину предавал…

Мазепа - предатель или герой? | Статьи | Известия Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали.
Раскольники в Киево-Печерской лавре впервые провели панихиду по Ивану Мазепе Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой.

О том, как гетман Мазепа предал царя Петра I

  • Как Мазепа Украину предавал…
  • Почему Мазепа предал русских и Петра
  • Полтавская битва и предательство Мазепы – Святые Online
  • Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I
  • Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
  • Гетман Мазепа

Предательство Мазепы:Полтавская битва

В начале XVIII века имя Мазепы предали анафеме. За измену родине он был предан условной гражданской казни и лишен всех полученных от государя наград и титулов. За свое предательство Мазепа был предан вечной Анафеме. Например, она всячески подчёркивает, будто склонности к предательству в характере Мазепы никогда не было.

Глава 10. Измена Мазепы

Мазепа одним своим поступком умудрился предать сразу всех, включая и Украину, за что его все и вспоминают «незлым тихим словом». Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные. На предательство Мазепу толкала, наряду с личной обидой, боязнь оказаться на стороне побеждённого. Однако к моменту новости о предательстве Мазепы Петру I было неизвестно, сколько украинцев поддержат гетмана. Речь, разумеется, об измене гетмана Мазепы, в 1708 году переметнувшегося на сторону шведского короля Карла XII.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий