Количество бюллетеней на выборах президента РФ в следующем году составит 113 574 550 штук.
Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023
Ермошина также ответила на вопрос о том, можно ли на избирательных участках фотографировать бюллетени и опубликовывать их в социальных сетях. Бюллетени после подсчета голосов в избирательном участке упаковывают в специальную тару, опечатывают печатью комиссии, составляют об этом акт и отвозят в вышестоящую избирательную комиссию. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума.
Защита документов
Постановление ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8 | На избирательных участках Ленобласти установят видеокамеры. |
ЦИК утвердил количество избирательных бюллетеней к выборам президента | Избирательные участки – что должно быть в помещении для голосования, полномочия членов УИК, список избирателей, выдача бюллетеня, подсчет голосов. |
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень | сортировку избирательных бюллетеней проводить с демонстрацией и оглашением каждой отметки, одновременный подсчёт и оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускаются. |
Сколько бюллетеней получит избиратель? | | Какой бюллетень признают испорченным и не будут учитывать? |
«Дайте мне проголосовать за Пу-ти-на!»: наблюдатель на выборах — о закулисье избирательных участков
Защита документов | Придя на участок, нужно предъявить членам участковой избирательной комиссии (УИК) паспорт. |
Выборы Президента России — 2024 / Проекты / Сайт Москвы | Место выдачи бюллетеней должно быть достаточным для свободного размещения списка избирателей, избирательных бюллетеней. |
Постановление ЦИК России от 06.07.2011 N 19/204-6 (ред. от 14.07.2021) | Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. |
Четыре бюллетеня и одни выборы: 5 вопросов избиркому о голосовании 19 сентября | Избирательный бюллетень и график работы участков на выборах президента. |
Как правильно заполнять бюллетень и как его случайно не испортить? | Действительным считается только бюллетень, выданный членами комиссии на избирательном участке. |
Как будет проходить голосование
- Ответы на основные вопросы по дистанционному электронному голосованию
- Ответы на вопросы Викторины
- Комментарии
- Внешний вид бумажного бланка
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Как правильно заполнить избирательный бюллетень | более 113 млн штук. |
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень | Избиратель, не опуская испорченный избирательный бюллетень в ящик для голосования, вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. |
Сколько бюллетеней получит избиратель? | * Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему избирательному округу, обнаруженных в сейф-пакете, больше указанного в соответствующем акте количества избирателей, получивших избирательные бюллетени. |
ЦИК утвердил количество избирательных бюллетеней к выборам президента | Устройство должно быть подключено к Интернету (необходимо устойчивое соединение). |
Выборы изнутри (с точки зрения члена УИК) | Пикабу | Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. |
Защита документов
Какой бюллетень признают испорченным и не будут учитывать? • автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим. Какой бюллетень признают испорченным и не будут учитывать? Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму. Для получения бюллетеня на избирательном участке нужно предъявить членам участковой избирательной комиссии паспорт гражданина РФ или заменяющий его документ. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1, 5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Коротко о выборах
3. Какое минимальное количество избирательных бюллетеней может быть передано в УИК? Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. На избирательных участках Ленобласти установят видеокамеры. Избиратель, исключенный из списка на избирательном участке по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в ДЭГ и не отозвавший его в срок, вправе принять участие исключительно в ДЭГ.
Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023
Рассмотрев информацию, полученную от Министерства иностранных дел Российской Федерации, руководствуясь пунктом 17 статьи 67 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", согласовать изготовление избирательных бюллетеней непосредственно участковыми избирательными комиссиями, которые будут сформированы на избирательных участках, которые будут образованы на территориях иностранных государств, согласно перечню, указанному в приложении N 2 к настоящему постановлению. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Также не предусмотрена в протоколе строчка, где можно зафиксировать бюллетень неустановленной формы. При обнаружении такого бюллетеня информация о нем нигде не фиксируется. Процедура использования бюллетеня избирателем содержится только в п. При этом об обязанности гражданина опускать бюллетень в ящик нет ни слова в законодательстве. Поскольку бюллетень изготавливается на бюджетные средства, равно как и другое оборудование избирательной комиссии, то бюллетень является государственным имуществом, хотя и малоценным. Все бюллетени являются учтенными и выдаются участковой избирательной комиссии подотчётно. В таком случае, его вынос за пределы помещения участковой избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума, равно как оставление себе при голосовании вне помещения, можно трактовать как фактическое выбытие государственного имущества из владения избирательной комиссии.
По нашему мнению, избиратель наделен правом пользования бюллетенем на момент голосования, но не владения или распоряжения им. Какие существуют проблемы Общественные наблюдатели в дни голосования следят за тем выносятся ли бюллетени из помещения для голосования, так как это может быть не просто позицией избирателя — оставить себе на память бюллетень, а деятельностью по дискредитации выборов с последующей организацией так называемых «каруселей», вбросов. Более того, в интернет-пространстве распространены призывы выносить бюллетени.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата. Если кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, - сведения об этом Примечание. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в алфавитном порядке. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в соответствии с датами рождения кандидатов первыми указываются сведения о старшем кандидате.
При включении в избирательный бюллетень сведений о судимости зарегистрированного кандидата указываются сведения об имеющейся и или имевшейся судимости с указанием номера номеров и части частей , пункта пунктов , а также наименования наименований статьи статей Уголовного кодекса Российской Федерации , на основании которой которых был осужден кандидат, статьи статей уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Если в избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова "имеется судимость:". Если в избирательный бюллетень включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова "имелась судимость:". В соответствующих случаях указываются слова "является иностранным агентом" либо "является кандидатом, аффилированным с иностранным агентом". Поверхность бумаги должна быть сухой, не должна иметь вкраплений краски, специальных покрытий клеящий слой, слой для самокопирования и т. Текст размещается только на одной стороне избирательного бюллетеня.
Не пытайтесь получить бюллетень за другого человека по его паспорту — такое тоже не допускается. Запрещено фотографировать и снимать на видео урну для голосования, бюллетени с отметками, процесс голосования в кабинке, списки избирателей. Здесь важно не нарушить тайну волеизъявления и случайно не заснять персональные данные голосующих.
А вот сфотографировать самого себя в кабинке для голосования или запечатлеть собственный бюллетень можно. Под строгим законодательным запретом агитация за определённого кандидата на участке и возле него. К этой же категории относится продажа и распространение товаров с именем кандидата или символикой партии. Речь идёт об административном правонарушении: полицейский на участке вправе составить на вас протокол. Не рекомендуется до завершения выборов сообщать в соцсетях, за кого вы проголосовали — это тоже может быть расценено как агитация. В каком случае бюллетень посчитают испорченным?
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. Количество бюллетеней на выборах президента РФ в следующем году составит 113 574 550 штук. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей. Количество бюллетеней на избирательном участке определяется заранее и зависит от количества избирателей, которые проживают или временно пребывают в данном районе. избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. Предстоящие трёхдневные многоуровневые выборы требуют тщательной подготовки. Члены участковых избирательных комиссий уже прошли обучение.
Коротко о выборах
Все предметы на избирательном участке – столы, ящики, кабинки – должны регулярно обрабатываться санитайзерами. Такие участки должны быть образованы ТИКами по согласованию с избирательными комиссиями субъектов РФ. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования. Сколько нужно секса и почему уходит любовь? Количество бюллетеней на выборах президента РФ в следующем году составит 113 574 550 штук. В зависимости от того, где вы живете, на участке вам дадут от двух до четырех бюллетеней.
Приложение N 1 (форма)
- Сколько бюллетеней должно быть на избирательном участке: нормы закона и практические рекомендации
- 4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
- В Башкортостане на выборах выдаются минимум два бюллетеня
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Для выборов президента РФ напечатают более 113 млн бюллетеней - Российская газета
- 4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
Правда, сами должны быть ответственными. Процесс совершенно прозрачный, каждый избиратель приходит и без всякой тайны получает бюллетени, при этом, расписываясь за каждый в книге, видит строчку со своими фамилией, именем, отчеством, адресом проживания и номером паспорта. На одном из УИК в нашем городе обнаружилось, что избиратель уже вписан в книгу и проголосовал хотя, утверждал, что не делал этого. Сейчас идет разбирательство вплоть до следствия. С выездной комиссией ездит наблюдатель и все действия комиссии может и должен проверять. Поэтому вне помещения для голосования закинуть в ящик десяток левых бюллетеней не получится. Все бюллетени получаются из ТИК заранее в строго определенном количестве и два-три раза пересчитываются в УИК и раскладываются в пачки у нас — по 50 штук.
Каждый бюллетень подписан двумя членами комиссии и проштампован индивидуальной печатью участка. Без подделки печати и подписей а таковых будет как минимум пять-шесть разных в сумме вбросить бюллетени не получится, так как после окончания голосования при пересчете каждый бюллетень проверяется на наличие печати и подписей членов УИК я сам подписал и пропечатал около 500 бюллетеней. Голосуют только те, кто внесен в списки из ТИК по книге. Также голосуют по открепительным, списки на которые приходят из ТИК заранее. Если человеку срочно потребуется открепительное менее, чем за два дня до выборов, он получает специальный бланк с маркой, которая состоит из двух частей. Одна часть наклеивается, другая остается неприклееной к заявлению и без нее заявление будет недействительно.
При получении такого заявления член УИК отрывает вторую часть и вклеивает ее в отдельно заведенную для этого книгу. Марка похожа на акцизную марку номер, микротекст, микрорельеф, голограмма — все в наличии, подделать сложно, а номера марок все заранее занесены в общую информационную систему и каждому номеру сопоставлен с ФИО и УИК, на котором будет голосовать избиратель. Вбросить лишние бюллетени не получится. Во-первых, ведется видеозапись процесса, во-вторых, наблюдатели. В-третьих, как я уже сказал, бюллетени проштампованы и подписаны. В-четвертых, каждому члену УИК бюллетени выдаются под отчет в небольшом количестве у нас — по 50 штук.
За каждую пачку член УИК расписывается, а секретарь проставляет количество полученных бюллетеней, которые должны пересчитать как минимум двое членов УИК. После окончания голосования все бюллетени, которые не были использованы, достаются из сейфа и гасятся отрезанием нижнего левого угла, после они пересчитываются в присутствии наблюдателей иногда дважды. Чтобы голосование было признано состоявшимся, сумма количества погашенных бюллетеней и сумма выданных членам УИК пока просто на бумаге была равна количеству полученных из ТИК бюллетеней. Иначе — снова пересчет, а в случае, если и при пятом-десятом пересчете не сошлось... Бюллетени в урнах пересчитываются если выборы двойные, то раскладываются в отдельные кучи и пересчитываются отдельно, а так как бюллетени на двойных и кратных выборах разного цвета, разделить их просто. Если количество их не сходится с количеством выданных членам УИК, происходит второй пересчет.
Если больше, каждый бюллетень будет проверяться. Если выявить вброс не получится скажем, кто-то хорошо подделал , сразу уходит отчет в ТИК и результаты аннулируются такие бюллетени даже не попадают в пересчет их опечатывают и сдают по акту, где указывается количество выданных и пересчитанных, а копию может получить любой наблюдатель. Если все выше сошлось, бюллетени сортируются и из них отдельно выкладываются испорченные и незаполненные. Они тоже пересчитываются. Рассортированные по кандидатам бюллетени на этом этапе не пересчитываются. Объявляется количество недействительных бюллтетеней, они при наблюдателях упаковываются, упаковка оклеивается скотчем.
И только теперь происходит пересчет бюллетеней с голосами за кандидатов. Причем, делается это отдельно по каждому кандидату вслух и с перекладыванием каждого бюллетеня то есть, да, берем бюллетень из стопки кандидата, говорим «один», кладем его рядом так, чтобы всем было видно, что отметка на самом деле напротив названного кандидата, берем следующий, говорим «два»... Если не сошлось снова, еще раз. Ищем ошибки, ищем возможные вбросы. Рядом находятся наблюдатели и все видят. В УИК направляется флешка с приложением для подсчета бюллетеней и печати протоколов.
Это очень удобно, так как приложение хотя, оно и криво выглядит проверяет цифры и отмечает ошибки, если что-то не сходится, на каждом этапе ввода данных. Наблюдатели могут снимать и снимают весь процесс подсчета голосов. Кроме того, ведется видеонаблюдение и записи можно просмотреть.
Председатель избирательной комиссии Челябинской области Евгений Голицын в разговоре с ТАСС так же отметил, что в регионе информация о вбросах не подтвердилась. Мы провели проверку, коллеги сказали, что проходили законные процедуры, — объяснил он. Более подробно ситуацию описали в нижегородском Избиркоме. Присутствовали наблюдатели, которые не зафиксировали нарушений.
О том, как проходят выборы в Челябинской области, мы рассказываем в режиме онлайн.
На бюллетенях для голосования по партийным спискам сетка светло-синего цвета, а по одномандатным округам — зеленого. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается место для размещения специального знака марки , подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати этой комиссии. Бюллетени, используемые при голосовании на комплексах обработки избирательных бюллетеней — КОИБ, отличаются от обычных. Здесь есть специальная область для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На оборотную сторону избирательного бюллетеня КОИБ нанесена фоновая защитная сетка светло-синего цвета.
Поэтому каждый избиратель должен использовать только один бюллетень и сделать свой выбор, отметив его голос на бюллетене. Система подсчёта голосов Все бюллетени, полученные на избирательном участке, подлежат подсчёту. Для этого используется система подсчёта голосов, которая обеспечивает точность и надёжность процесса.
Она включает в себя следующие этапы: Подготовка бюллетеней. Перед началом подсчёта все бюллетени должны быть проверены на целостность и проверенными выборщиками. Сортировка бюллетеней. Все бюллетени разделяются по кандидатам или вариантам ответов.
Подсчёт голосов. Подсчёт производится отдельно для каждого кандидата или варианта ответа. Каждый подсчёт производится как минимум двумя независимыми наблюдателями, чтобы исключить ошибки и фальсификации. Фиксация результатов.
После подсчёта голосов результаты регистрируются и фиксируются в протоколе или электронной системе. На каждом этапе подсчёта голосов обеспечивается прозрачность и контроль со стороны наблюдателей и участников процесса. Каждый подсчёт голосов тщательно проверяется и документируется, чтобы исключить возможность манипуляций или ошибок.
В Башкортостане на выборах выдаются минимум два бюллетеня
Предполагается, что в день на участок будет приходить около ста человек вместо 700 как на обычных выборах. Каждый день после закрытия участка ящики для бюллетеней будут опечатываться, а на следующее утро снова открываться. В течение шести дней, с 25 по 30 июня, в населенных пунктах допускается голосование вне помещений, то есть прямо на улице, если есть такая возможность. Но при этом сохраняется ограничение по числу приема избирателей в час. При желании жильцов можно организовать голосование во дворе своего дома — для этого нужно подать заявку в участковую комиссию. Если заявок наберется достаточное количество, комиссия договаривается с избирателями об удобной дате, выезжает на место и организует голосование с 10 до 12 часов. Таким же способом проголосовать за поправки в Конституцию смогут жители отдаленной сельской территории — они могут подать заявки и дождаться выезда комиссии к ним. При приеме избирателей все участковые комиссии будут работать по следующему алгоритму: 1. На входе у каждого посетителей измеряется температура тела бесконтактным способом. Если температура повышена, то гражданина проводят в отдельное помещение, при необходимости, вызывают ему врача.
Но он сможет проголосовать, для этого в помещении будет стоять переносной ящик для бюллетеней.
Если человек вдруг говорит «нет», то выдать бюллетень мы не можем. Однажды к нам пришел дедушка, у которого паспорт был заполнен еще от руки видимо, 45 ему было очень давно. Дедушка отказался давать свои серию и номер, предъявив: «вы же видите, я проживаю по такому-то адресу, отдай бюллетень!
А мы не можем. Дед начал истерить: «Вы нарушаете мое избирательное право! Зачем вам мои паспортные данные? Вы потом с ними сделаете все что угодно!
Просто никто его никогда не предупреждал. Дедушка расстроился, посчитал, что мы из вредности не даем бюллетень и что все в России куплено, развалили Советский Союз и как обычно. Ушел со скандалом, стуча палочкой. Очень многие избиратели не понимают, что мы простые учителя.
Считают нас присланными агентами, которые контролируют выборы. Или приходят такие же дедушки с оппозиционными настроениями и говорят: «Вот, ваш Путин, ваш Путин! Мы идем ровно по инструкции. Шаг влево, шаг вправо — у нас расстрел.
Но неприятные истории все же бывают. Иногда из-за влажной печати бюллетени могут слипнуться между собой, и есть риск выдать сразу два. Одна моя коллега нечаянно так и сделала. Узнали мы об этом совершенно случайно.
Женщина, получившая два листка, зашла в кабинку, расставила галочки и вышла с двумя бюллетенями в руках. Команда, естественно, на это среагировала. Но женщина, вместо того чтобы объяснить, что ей выдали два, и как-то погасить один, испугалась, побежала к урне, кинула их и со свистом ушлепала. Урну пришлось аннулировать.
Самое главное правило на выборах: число бюллетеней в урне не должно превышать число бюллетеней, которое ты выдал! Их может быть меньше, потому что есть товарищи, которые ставят галочку и уносят бюллетень с собой. Что называется, не доставайся мой голос никому. Мало того, иногда это используют как повод обвинить нас в неправильном подсчете.
В конце голосования мы большими цифрами, чтобы было видно на камеру, пишем — сколько бюллетеней выдали, сколько было в урне и сколько погасили. Человек, зная, что он забрал бюллетень, видит, что все сошлось, и начинает возмущаться: «А как так, если мой бюллетень у меня! У вас должно быть на один меньше. Значит, вы мухлюете и занимаетесь вбросами!
Это прямо скажется на количестве избирательных участков за рубежом. Свести к минимуму риски проведения кампании, по замыслу Центризбиркома, должен будет зарубежный территориальный избирком. Теоретически решить эту проблему могло бы ДЭГ. Но воспользоваться им граждане России, находясь за рубежом, не смогут. Это связано с обеспечением безопасности системы и защиты её от возможных атак извне, ранее поясняли в ЦИК. Выборы президента РФ должны пройти 17 марта 2024 года. Напомним, в Севастополе увеличат число избирательных участков.
Процедура использования бюллетеня избирателем содержится только в п. При этом об обязанности гражданина опускать бюллетень в ящик нет ни слова в законодательстве. Поскольку бюллетень изготавливается на бюджетные средства, равно как и другое оборудование избирательной комиссии, то бюллетень является государственным имуществом, хотя и малоценным. Все бюллетени являются учтенными и выдаются участковой избирательной комиссии подотчётно. В таком случае, его вынос за пределы помещения участковой избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума, равно как оставление себе при голосовании вне помещения, можно трактовать как фактическое выбытие государственного имущества из владения избирательной комиссии. По нашему мнению, избиратель наделен правом пользования бюллетенем на момент голосования, но не владения или распоряжения им. Какие существуют проблемы Общественные наблюдатели в дни голосования следят за тем выносятся ли бюллетени из помещения для голосования, так как это может быть не просто позицией избирателя — оставить себе на память бюллетень, а деятельностью по дискредитации выборов с последующей организацией так называемых «каруселей», вбросов. Более того, в интернет-пространстве распространены призывы выносить бюллетени. В законодательстве не урегулированы последствия выноса бюллетеня, а также порядок действий комиссии, если этот факт будет зафиксирован кем-либо из участников избирательного процесса. Более того, вынос бюллетеня создает трудности для членов участковой избирательной комиссии при подсчете голосов, поскольку число выданных бюллетеней сверяется с их количеством в урне, и, если число не совпадает, предстоит пересчет, чтобы исключить случайную ошибку.
Защита документов
Они принимают их и расписываются в получении. Только после этого председатель объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей на голосование. В период проведения голосования член УИК с правом решающего голоса выдает участникам бюллетени и заносит их данные в список избирателей, участвует в погашении неиспользованных бюллетеней, сортирует и подсчитывает бюллетени, участвует в голосованиях при принятии решений УИК, составляет протокол об итогах выборов и административных нарушениях. Полномочия члена УИК с правом решающего голоса прекращаются в случае: — утраты гражданства РФ, получения им гражданства иностранного государства или вида на жительство; — вступления в законную силу в отношении члена комиссии приговора суда о наказании за нарушение законодательства о выборах; — признания судом члена комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; — если суд признал, что член комиссии систематически не выполняет свои обязанности; — расформирования комиссии. При таких обстоятельствах член комиссии с правом решающего голоса может быть уволен до окончания срока своих полномочий. Перед выдачей бюллетеня избирателю член УИК должен удостовериться в том, что: — избиратель не получал открепительное удостоверение. Если удостоверение получено, то избиратель направляется к секретарю УИК, который занимается ведением дополнительного списка избирателей; — избиратель не заявлял о намерении проголосовать вне помещения для голосования. При наличии регистрации устного обращения избирателя о желании проголосовать вне помещения для голосования член УИК имеет право выдать ему бюллетень только по возвращении представителей УИК, выезжавших по заявлению избирателя; — избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. Если избиратель уже проголосовал, ему будет отказано в выдаче бюллетеня. Их работа строится по следующим этапам: — подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней; — обработка списка избирателей; — подсчет избирательных бюллетеней в переносных урнах для голосования; — вскрытие стационарных урн для голосования, сортировка избирательных бюллетеней; — подсчет голосов по избирательным бюллетеням; — проведение итогового заседания УИК, рассмотрение жалоб, поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, подписание протокола УИК об итогах голосования и выдача копий первого экземпляра протокола; — представление первого экземпляра протокола УИК об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию ТИК , сдача протокола, распечатка протокола из государственной автоматизированной системы ГАС «Выборы».
Где наблюдалась самая высокая явка и из каких стран приехали зарубежные наблюдатели Когда начинается подсчет голосов избирателей Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования в последний день его проведения. Процедура проводится открыто, гласно и без перерыва, вплоть до установления итогов голосования. Кто вправе присутствовать при проведении подсчета голосов Помимо членов УИК при проведении подсчета голосов избирателей могут присутствовать наблюдатели, в том числе международные, члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и их работники, кандидат, зарегистрированный УИК или вышестоящей комиссией, доверенное лицо избирательного объединения и представители СМИ. На этой неделе число претендентов на пост главы государства, как ожидается, вырастет до четырех Важно отметить, что сотрудники СМИ могут беспрепятственно находиться в помещении для голосования и следить за подсчетом голосов, если они заключили трудовой договор с редакцией не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов президента РФ, а также получили аккредитацию. Кто проводит подсчет голосов Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляют члены УИК с правом решающего голоса. Они подсчитывают заполненные бланки и погашают неиспользованные избирательные бюллетени, внося полученные данные в протокол об итогах голосования. Документ можно составить в электронном или бумажном виде. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса.
Может ли член комиссии с правом решающего голоса получить в полиграфической организации изготовленные избирательные бюллетени? Какое минимальное количество избирательных бюллетеней может быть передано в УИК? Кто несет ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней? Сколько членов УИК с правом решающего голоса должны поставить свои подписи в правом верхнем углу избирательных бюллетеней? Сколько линий вычеркивания при вычеркивании данных из бюллетеней, используемых для голосования с применением КОИБ, могут проходить через квадрат для отметки избирателя? Может ли наблюдатель присутствовать при передаче избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям? Каким образом погашаются неиспользованные избирательные бюллетени? Может ли член УИК с правом совещательного голоса погасить неиспользованные избирательные бюллетени?
По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются также на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка избирательные бюллетени печатаются на двух и более языках, текст на этих языках помещается в каждом избирательном бюллетене. Текст избирательного бюллетеня печатается в одну краску черного цвета. В случае изготовления избирательных бюллетеней на двух и более языках текст на русском языке печатается краской черного цвета, а текст на ином языке по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с ЦИК России, может быть напечатан краской другого цвета. В избирательном бюллетене части, отведенные каждой политической партии, разделяются прямой линией черного цвета толщиной 0,2 мм. Эти части избирательного бюллетеня должны быть одинаковыми по площади. Номер, полученный политической партией в результате жеребьевки, эмблема политической партии в одноцветном исполнении в случае ее представления в ЦИК России и пустой квадрат для проставления знака волеизъявления избирателя размещаются на уровне середины части избирательного бюллетеня, определенной для каждой политической партии. Изображения эмблем политических партий должны иметь одинаковый размер по ширине. Квадраты для проставления знака волеизъявления должны иметь одинаковый размер и располагаться строго друг под другом. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 12 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию толщиной 0,75 мм.
Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за двадцать четыре дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Коротко о выборах
Информационные материалы, содержащие указанные сведения, также могут предоставляться участковой комиссией каждому избирателю непосредственно. Если у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, имелась или имеется судимость, на информационном стенде размещаются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, — также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если зарегистрированный кандидат, в том числе в составе списка кандидатов, является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, на информационном стенде размещается информация об этом. Утратил силу. При проведении референдума на информационном стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Для информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, указанные в пунктах 3 , 4 и 6 настоящей статьи, выполненные крупным шрифтом и или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, участки референдума, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти — решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня бюллетеней. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в неё данных об итогах голосования по мере их установления.
Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчёта голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчёта голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нём. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Статья 62. Утратила силу.
Бюллетень[ править ] 1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. В помощь избирателям, участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, участки референдума, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти — решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесёнными типографским способом надписью микрошрифтом и или защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак марка. Порядок изготовления и использования специальных знаков марок , их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков марок вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
На выборах в органы местного самоуправления кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесёнными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и или защитной сеткой. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещён только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учётом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей выборы, референдум, в этих целях используются конверты. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: а фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов первыми указываются сведения о старшем кандидате. Абзацы десятый — одиннадцатый утратили силу.
Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные подпунктами «г» , «д» пункта 5 , пунктом 5. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и или на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьёвкой, наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трёх кандидатов из списка либо его общерегиональной части и или соответствующей региональной группы в случае, если в общерегиональную часть списка или его региональную группу включены один или два кандидата, — фамилии, имена, отчества этих кандидатов и эмблемы избирательных объединений если они были представлены в соответствующую комиссию в одноцветном исполнении. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что фамилии, имена, отчества кандидатов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Если у зарегистрированного кандидата, внесённого в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости. Если зарегистрированный кандидат, внесённый в избирательный бюллетень, является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. В случае, если такой кандидат такие кандидаты включён включены в состав списка кандидатов и сведения о нём о них не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут выдвинуты такой кандидат такие кандидаты. Справа от указанных в пунктах 5 , 5.
При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» с расположенным справа от неё пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6 , пункта 7 статьи 64 , пункта 15 статьи 65 , подпункта «д» пункта 2 статьи 67 , пунктов 12 , 14 , 17 и 18 статьи 68 , подпункта «ж» пункта 2 , пунктов 4 и 5 статьи 70 , пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов против всех списков кандидатов и учёту таких голосов, не применяются. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5 , 5. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе, бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке государственных языках соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.
Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени при их выявлении , о чём составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов , либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передаёт их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня первого дня голосования в том числе досрочного голосования. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включённых в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней, за исключением случая проведения дистанционного электронного голосования в соответствии со статьёй 64.
В этом случае количество передаваемых бюллетеней определяется решением организующей выборы, референдум комиссии, если иное не установлено федеральным законом. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, либо избирателей, участников референдума, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 17 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчёт и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чём составляется акт. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычёркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов.
При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдалённых и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, а также в случае проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и или пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и или досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, и в случае проведения голосования на избирательных участках, указанных в пункте 5. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.
Это было единственное происшествие, о котором рассказала региональная комиссия в своём телеграм-канале, хотя в СМИ также широко разошлась информация о поджоге кабинки для голосования пожилой женщиной в Мытищах. Она тоже действовала по указке звонивших ей аферистов.
Похожие истории с порчей бюллетеней и имущества произошли на участках в Москве, Петербурге, Иваново, Асбесте, Когалыме, Борисоглебске, Челябинской области, Удмуртии. Зачастую жертвами подстрекателей становились пенсионеры.
Сейчас Совет Федерации и Государственная дума совместно готовят приглашения для принятия участия в мониторинге выборов президента России в различные международные парламентские организации и структуры, парламентам дружественных стран, а их, поверьте, очень много», — подчеркнула Матвиенко. В частности, по ее словам, Россия заинтересована в оценке выборов со стороны партнеров и соседей из стран СНГ. Кто является ответственным за порядок голосования на избирательном участке Организуют и контролируют порядок на избирательном участке члены УИК. Председатель участковой комиссии следит за тем, чтобы избиратели голосовали по установленным правилам и не допускали нарушений.
Распоряжения председателя обязательны к выполнению для всех участников голосования, находящихся в помещении. А если отсутствует заместитель, то его замещает секретарь или другой член участковой комиссии, обладающий правом решающего голоса. В прошлый раз главу государства определяли голосованием в 2018 году Член УИК с правом решающего голоса: обязанности, может ли быть уволен Члены участковой избирательной комиссии могут иметь право решающего или совещательного голоса. Все обязанности членов УИК с правом совещательного голоса связаны с организацией и проведением голосования. У членов УИК с правом решающего голоса гораздо больше обязанностей и ответственности. Голосование в 2024 году пройдет на всей территории РФ, в ЛНР и ДНР выбирать президента будут по-новому Также они могут делать копии этих документов, за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей или других документов, которые содержат конфиденциальную информацию.
Члены УИК с правом решающего голоса могут осуществлять проверку правильности подсчета голосов избирателей, контролировать сортировку бюллетеней, а также обжаловать действия или бездействие комиссии в вышестоящей инстанции или суде, если на это будут основания. Они принимают их и расписываются в получении. Только после этого председатель объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей на голосование. В период проведения голосования член УИК с правом решающего голоса выдает участникам бюллетени и заносит их данные в список избирателей, участвует в погашении неиспользованных бюллетеней, сортирует и подсчитывает бюллетени, участвует в голосованиях при принятии решений УИК, составляет протокол об итогах выборов и административных нарушениях. Полномочия члена УИК с правом решающего голоса прекращаются в случае: — утраты гражданства РФ, получения им гражданства иностранного государства или вида на жительство; — вступления в законную силу в отношении члена комиссии приговора суда о наказании за нарушение законодательства о выборах; — признания судом члена комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; — если суд признал, что член комиссии систематически не выполняет свои обязанности; — расформирования комиссии. При таких обстоятельствах член комиссии с правом решающего голоса может быть уволен до окончания срока своих полномочий.
Перед выдачей бюллетеня избирателю член УИК должен удостовериться в том, что: — избиратель не получал открепительное удостоверение. Если удостоверение получено, то избиратель направляется к секретарю УИК, который занимается ведением дополнительного списка избирателей; — избиратель не заявлял о намерении проголосовать вне помещения для голосования.
Если вас удаляют, не уходите с участка, пока вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение.. Начало работы. Необходимо прийти на участок в 7 часов 30 минут. Ваше направление наблюдателя он оставит у себя. В случае отказа допустить вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить об ответственности за нарушение законодательства о выборах. Проверить, внес ли Вас председатель в «Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов»!!!
Будьте корректны в обращении. Требуйте только то, что положено по закону. Будьте настойчивы. Не стесняйтесь. Знакомьтесь с другими наблюдателями и членами УИК это поможет вам в течение дня и при установления итогов. До открытия участка необходимо осмотреть помещение для голосования, в нем обязательно должны быть: 1 увеличенная форма протокола вывешивается до начала голосования ; 2 стенд с информационными материалами о партиях, образцами заполненных бюллетеней не должны содержать фамилии реальных кандидатов, наименование политических партий ; 3 сейф или металлический ящик для хранения бюллетеней, списков избирателей; 4 выдержки из административного и уголовного кодексов. До открытия участка: 1 в присутствии наблюдателей должно быть произведено погашение отрезается левый нижний угол неиспользованных открепительных удостоверений, составлен акт; 2 убедитесь, что в правом верхнем углу каждого избирательного бюллетеня есть марка, печать и подписи членов участковой комиссии, нет попыток скрыть дополнительные бюллетени. Сразу после открытия участка, но до начала голосования, председатель комиссии обязан: 1 предъявить пустые переносные и стационарные ящики для голосования, опечатать их; 2 предъявить списки избирателей они должны быть сброшюрованы, снабжены титульным листом с указанием порядкового номера и общего количества книг, с печатью УИК и подписью председателя , раздать книги членам УИК; 3 проинформировать о следующих цифрах: количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования; количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК территориальная избирательная комиссия по акту передачи бюллетеней.
В течение дня голосования необходимо: 1 следить за стационарными ящиками чтобы исключить вброс дополнительных бюллетеней ; 2 исключить агитацию избирателей в любой форме; 3 следить за выдачей бюллетеней членами УИК один бюллетень на избирателя при предъявлении паспорта РФ; исключить выдачу заведомо испорченных или неустановленной формы бюллетеней ; В ходе голосования надо следить за тем, чтобы не производились махинации со списками избирателей: их не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные о самом избирателе в его отсутствие.