В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Святой митрополит Филипп родился1 в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых.
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего
Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. 21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести мощи святителя Филиппа в Москву. Царь захотел, чтобы святой Филипп стал митрополитом Московским и был его сподвижником, духовником и советником. Главная Новости Главные событияВ год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. СВЯТОЙ ДНЯ
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего - | Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. |
Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского | Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). |
Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным | Святитель Филипп митрополит МосковскийВ 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. |
Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец — Храм Вмч. и Целителя Пантелеимона | Новгородский митрополит Никон отправился на Соловки, помести мощи в раку и повез их неспешно в Москву. |
Какого числа день памяти Филиппа Московского в 2024 году | Святой митрополит Филипп родился1 в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. |
Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец
Принявший его патриарх Константинопольский святитель Дионисий I предписал Москве и Новгороду принять Григория как единственного законного митрополита Всероссийского, отвергнув митрополита Московского. Озвученная президентом России Владимиром Путиным версия смерти митрополита Московского и всея Руси Филиппа, согласно которой он скончался без участия соратника Ивана Грозного Малюты Скуратова. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. В 1875 году святитель Иннокентий, митрополит Московский, предложил включить святого Филиппа в список других святых.
ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ
Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России Чудотворец. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе. Итог митрополитству святителя Филиппа и заговору против него подводят святые Четьи-Минеи (за январь, в день памяти святого Филиппа).
Житие святителя Филиппа, Митрополита Московского
Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких память 27 сентября, 17 апреля. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав.
Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля , Вассиан и Иона Пертоминские память 12 июня.
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством.
Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал.
Митрополит Афанасий добровольно покидает Москву, не выдержав творившихся жестокостей. Царь вспоминает о друге детства — соловецком игумене Филиппе. Так святой Филипп становится Московским митрополитом. Вопреки ожиданиям царя святитель Филипп стал смело обличать неправду и призывал Ивана Грозного к раскаянию.
После очередной волны казней, святитель Филипп отказался благословить царя во время службы и обличил его перед всем народом. Иван Грозный не простил святителю такой смелости.
В 1652 году Никон уже в бытность митрополитом Новгородским предложил перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: патриарха Иова из Старицкого Успенского монастыря, митрополита Филиппа с Соловков и патриарха Ермогена из Чудова монастыря в Кремле, что и было осуществлено в 1652-1654 годах. Торжественное перенесение мощей святителя Филиппа состоялось 3 июля 1652 года.
На месте встречи мощей московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава у нынешнего Рижского вокзала. Блаженный Иоанн носил на теле вериги с крестами, а на голове — железный колпак, почему и получил прозвище Иван Большой колпак. В последние годы блаженный Иоанн жил в Москве и прославился прозорливостью. Блаженный Иоанн ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы.
Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Борису Годунову, в то время фактическом правителю государства, блаженный Иоанн сказал: «Умная голова, разбирай Божьи дела.
Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля, 16 октября , Вассиан и Иона Пертоминские память 5 и 12 июня. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига.
В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве.
Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский память 20 сентября и святой Феодор Черный память 19 сентября , воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, «мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец». Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре.
Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча.
Дни памяти
- В Лавре молитвенно почтили свт. Филиппа, митрополита Московского
- 16 июля — перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
- Где находятся мощи святого
- Проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского
- День памяти Филиппа Московского: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся
- 22 января – день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца
Боковое меню
- Дни памяти
- Из жития святителя Филиппа
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России
- Федотов Георгий Петрович: Святой Филипп, митрополит Московский
- Храм святителя Филиппа, митр. Московского – Telegram
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. СВЯТОЙ ДНЯ
Сегодня, 22 января, церковь празднует день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп (1507-1569), бывший митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 гг., одна из самых трагических фигур истории России и Русской Православной Церкви. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. По отпусте Литургии был совершен молебен святителю Филиппу, митрополиту Московскому, по окончании которого настоятель храма протоиерей Иоанн приветствовал Преосвященного епископа Иоанна и вручил ему букет цветов. Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений.
Православные празднуют память святителя Филиппа, митрополита Московского
Святой митрополит Филипп родился в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Там, в главном соборе Московского Кремля, и по сей день пребывают мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Памятник митрополиту Московскому и всея Руси Святителю Филиппу перед собором Игоря Черниговского, Переделкино, Москва. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. Митрополит Московский Филипп, которого в понедельник вспоминают в Русской церкви, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости.
Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным
Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России. Над гробницей была помещена древняя икона с деисусом. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Из серебра, отбитого у французов М. Кутузовым, 52 фунта 21,3 кг было использовано на возобновление раки митрополита Филиппа.
Ответ царя не заставила себя долго ждать. Так же публично в Успенском соборе митрополит был извержен из сана, с него сорвали облачение и отправили в ссылку, где он вскоре был задушен. Через некоторое время мощи святителя были перенесены в Московский Кремль — в Успенский собор. На фото фреска Толгской церкви Высоко-Петровского монастыря, Москва, 2015 г.
В 1566 году государь Иоанн Грозный вспомнил о своем друге детства и просил его возглавить Церковь.
Всячески отказывался Филипп от такого предложения. Но призвав благочестивого игумена в Москву собор архиереев возвел его в сан митрополита — Филипп возглавил всю Русскую Церковь. В то время царь Иоанн Грозный создал опричнину, и опричники вершили бессудную расправу над теми, в ком видели врагов царя. Филипп увещевал царя ради Христа отказаться от пролития крови. Тот не соглашался, Иоанн Грозный как раз находился в такой тьме, о которой мы сегодня слышали в Евангелие.
Во тьме беспросветной царь не видел злодеяний опричнины. Тогда митрополит публично, в храме, отказал ему в благословении. Филиппу угрожали расправой, но митрополит не благословлял царя, считая его жестокость нехристианской. Святитель стоял не против государя, а за веру. Его по ложным обвинениям свергли с митрополичьей кафедры, прилюдно сорвали с одежд знаки его сана и сослали в Тверской Отроч монастырь.
В декабре 1569 года руководитель опричников Малюта Скуратов приехал к Филиппу в Отроч монастырь и вновь просил о благословении для царя на опричные дела. Филипп отказал. Прозревая то, что должно свершиться, он сказал Малюте: «Делай то, зачем пришел». Опричник задушил старца. Филиппа погребли на земле обители.
Филиппа, несмотря на царскую немилость, стали почитать как святого в Соловецком монастыре.
А Иван Грозный, желая создать единое мощное Русское государство, боролся с сепаратизмом феодальных владык — для того чтобы Русь, став единым государством, могла противостоять Западу. Уже тогда, задолго до Петра I, Иван Грозный обратил свои взоры к Балтийскому морю, понимая, что выход на Балтику означает выход за рубеж, на Запад. А все это требовало от России силы, и не только военной, но силы духовной; и потому царь Иван Грозный, будучи человеком благочестивым, очень многое делал для укрепления церковной жизни.
Но по природе свой он был вспыльчив и подозрителен, и именно эти отрицательные черты и привели к трагедии в Тверском Отрочем монастыре, где проживал святитель Филипп. Дошли до царя слухи, что святитель задумал недоброе, что он вместе с боярами хочет противостоять централизации власти и особой миссии, которую царь Иван Грозный на себя возложил. И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся. Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки.
Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов. Вот такая трагическая история. Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела.
У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную.